Залог вместо СИЗО, омбудсмен — в качестве адвоката

| статьи | печать
Залог вместо СИЗО, омбудсмен — в качестве адвоката

Необоснованные уголовные преследования остаются одним из самых высоких рисков для предпринимательской деятельности в России. Более 80% отечественных предпринимателей считают ведение бизнеса небезопасным. А 70% бизнесменов отмечают, что законодательство не гарантирует им защиту от сфабрикованных дел. Исправить ситуацию может использование залога вместо посадки в СИЗО и наделение бизнес-омбудсменов полномочиями адвокатов.

Подавляющая часть (84,4%) предпринимателей, по данным специального опроса ФСО, считают небезопасным ведение бизнеса в нашей стране, отметил бизнес-омбудсмен Борис Титов на встрече с президентом страны Владимиром Путиным.

«Пока еще достаточно много проблем, и прежде всего они касаются уголовного преследования бизнеса, — подчеркнул уполномоченный по защите прав предпринимателей. — Здесь у нас, к сожалению, статистика не очень хорошая: пока больше 80% заявляют, что не считают ведение бизнеса у нас в стране делом безопасным. К сожалению, это количество пока только увеличилось».

Причиной возникновения большинства уголовных дел (41%) бизнесмены называют конфликт с другим предпринимателем, причем 36,7% отмечают заинтересованность сотрудников правоохранительных органов в возбуждении дела.

Бизнес-сообщество, по словам Б. Титова, подготовило ряд конкретных предложений по совершенствованию законодательства в сфере уголовного преследования. «Но все-таки хотел бы выделить и на первое место поставить одно предложение, которое мы хотели бы сегодня реализовать, — заметил бизнес-омбудсмен. — Конечно, самой большой проблемой является применение меры пресечения, связанной с лишением свободы во время предварительного следствия, а также во время суда, то есть судебного процесса. Содержание предпринимателя под стражей является очень сильным негативным влиянием на его бизнес».

Данные опросов показывают, что 54% предпринимателей, против которых возбудили уголовные дела, теряют свой бизнес, а их предприятия закрываются. Причем свыше 60% жалуются, что это очень сильно повлияло на их здоровье.

«И мы хотели бы вашей поддержки в том, чтобы сегодня изменить законодательство и чтобы Верховный суд подумал, чтобы дать специальное разъяснение пленума о том, чтобы применять залог. То есть мера пресечения — залог, — обратился бизнес-омбудсмен к президенту страны. — Эта мера применяется в очень многих странах. У нас есть 106-я статья Уголовно-процессуального кодекса, которая подразумевает применение залога, и он сегодня применяется, но пока не очень часто».

Глава государства согласился, что возможность применения залога вместо содержания в СИЗО нужно внимательно проанализировать: «Что касается залога, надо внимательно проанализировать ситуацию и посмотреть. Здесь важна, конечно, сумма залога. Потому что если предполагаемое преступление тянет на миллиарды, а сумма залога 10 копеек, то тогда это не работает. С другой стороны, это тоже может быть действенным инструментом, чтобы эффективно вести, с одной стороны, дело, расследовать, с другой стороны, не прекращать деятельность предприятия, не останавливать, людей на улицу не выбрасывать».

Еще одной эффективной мерой, способной защитить права предпринимателей, попавших под каток уголовного преследования, может стать наделение региональных бизнес-омбудсменов полномочиями адвокатов для участия в судебных процессах.

По словам г-на Титова, им можно дать право выступать представителями защищаемых субъектов во всех типах судопроизводства, вступать в дело в качестве защитника (в уголовном процессе) и для дачи заключения (в арбитражном процессе). Выступать административными истцами, обжаловать вступившие в силу судебные акты (в административном судопроизводстве). Оспаривать в судах муниципальные правовые акты с их приостановлением до вступления в силу решения суда. Посещать места содержания под стражей и места лишения свободы без специального на то разрешения.

Все уполномоченные должны получить свидетельский иммунитет, подчеркивает бизнес-омбудсмен. Они не должны допрашиваться в качестве свидетелей по обстоятельствам, ставшим им известными в связи с выполнением их функций.

Новые полномочия бизнес-омбудсменов вкупе с использованием залога вместо посадки в СИЗО могут приостановить поток необоснованных уголовных преследований предпринимателей, которые мешают созданию действительно благоприятного бизнес-климата в нашей стране.