Правительство предлагает значительно упростить процедуры госзакупок

| статьи | печать

На рассмотрение депутатов Госдумы поступил правительственный проект закона, которым предлагаются меры для более оперативной закупки товаров, проведения работ и оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Среди предложенных мер — сокращение срока размещения извещения об осуществлении закупки, повышение ценового порога, допускающего проведение электронного аукциона с сокращенным сроком подачи заявок до 50 млн руб. Прописаны в документе и антидемпинговые меры.

Проект Федерального закона № 682010-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» разработан в рамках общей стратегии, направленной на упрощение системы госзакупок. Саму стратегию намечено провести в два этапа. Начало реализации самого сложного из них, как рассказал, выступая на форуме «Госзаказ. За честные закупки», заместитель главы Минфина России Алексей Лавров, требует некоторого времени. Новации позволят упразднить ненужные процедуры, ввести полную цифровизацию учета всех этапов исполнения контракта и расчета цен и упростить планирование.

Первый же этап представлен комментируемым законопроектом, который уже получил одобрение в правительстве и профильном комитете нижней палаты парламента. Ожидается, что он будет принят до 1 июля текущего года.

Документ коснется в основном застройщиков (на строительную отрасль приходится около половины всех госзакупок), хотя в проекте имеется и ряд упрощений для госзакупок в целом. В нем предусмотрены изменения, позволяющие оперативно заключать контракты по строительству, вносить в них изменения для учета фактических обстоятельств и уточнения проектных решений. А также содержатся изменения, затрагивающие иные государственные и муниципальные контракты.

Так, в отношении закупок в сфере строительства законопроектом предусматривается допуск к участию в аукционе только после подтверждения участником наличия необходимого опыта выполнения аналогичных работ. Это позволит исключить участие в отборе подрядчиков фирм-однодневок, а также минимизировать случаи подачи заявок подрядчиками, не обладающими требуемой квалификацией.

Вводятся новые случаи изменения существенных условий контракта по соглашению сторон. Например, предусматривается право внесения изменений при возникновении не зависящих от сторон контракта обстоятельств, препятствующих его исполнению, в том числе при необходимости уточнения проектных решений. Также вводится возможность однократного продления срока исполнения контракта. Эти изменения направлены на сведение к минимуму случаев расторжения контрактов, в том числе по формальным основаниям, и последующего повторного проведения конкурентных процедур, влекущих дополнительные временные издержки, а также издержки по передаче объекта строительства от старого подрядчика к новому.

Что касается остальных видов закупок, законопроектом предусматривается право заказчика изменять условия контракта, заключенного с единственным поставщиком, если он является субъектом естественных монополий и ЖКХ. Изменение упрощает закупочную деятельность заказчика и исключает необходимость регулярного перезаключения таких контрактов с одним и тем же исполнителем на каждый бюджетный цикл. При расторжении контракта с победителем закупки предлагается наделить заказчика правом заключать контракт с участником, занявшим второе место, без проведения новой закупки, что позволит сократить срок обеспечения потребности заказчика в товарах, работах, услугах. Расширяется право заказчика осуществлять закупки «по цене единицы». Такой механизм применяется, когда заказчику неизвестен объем товаров, работ, услуг, которые могут потребоваться при исполнении контракта.

Также вводится ряд дополнительных положений, направленных на упрощение порядка и ускорение осуществления закупок. Во-первых, исключается десятидневный срок между внесением изменений в план-график и размещением извещения об осуществлении закупки. Исключение такого блокирующего срока позволит ускорить начало проведения закупки даже в случае внесения изменений в план-график закупок.

Во-вторых, предусматривается увеличение пороговых значений начальной (максимальной) цены контракта при проведении «короткого» (срок публикации извещения — семь дней вместо 15 дней) электронного аукциона с 3 млн до 50 млн руб., а на закупку строительных работ — до 500 млн руб. Данное изменение позволит вдвое сократить срок приема заявок на участие в аукционах, в результате чего будет сокращен общий срок осуществления закупки. В качестве антидемпинговой меры законопроектом устанавливается условие о запрете выплаты аванса при заключении контракта с участником закупки, предложившим цену контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта.

И наконец, исключается необходимость размещения отчета об исполнении контракта заказчиком, потому что в реестре контрактов и так доступна полная информация об исполнении контракта.

Предполагается, что предложенные меры заметно упростят доступ поставщиков к заказу и снизят риски его невыполнения.