Травма в офисе в обеденный перерыв — страховой случай

| статьи | печать

Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на территории работодателя, в том числе и во время установленного правилами внутреннего трудового распорядка перерыва.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта      

Постановление АС Московского округа от 14.03.2019 по делу № А40-229308/2017

Истец

ОАО «Всероссийский институт легких сплавов»

Ответчик

Государственное учреждение — Московское региональное отделение ФСС России

               

Суть дела

На территории ОАО с одним из его работников произошел несчастный случай. В обеденный перерыв работник заводоуправления, выйдя из своего кабинета, расположенного на третьем этаже, стал спускаться по лестнице, ведущей на ресепшен. Поскользнувшись на ступеньке, работник упал и сломал руку.

В обществе была создана комиссия, которой по результатам расследования был составлен акт о несчастном случае на производстве.

Отделение ФСС России (далее — Фонд) по итогам проверки представленных ОАО материалов расследования несчастного случая на производстве отказало обществу в признании несчастного случая на производстве страховым. По мнению Фонда, несчастный случай не может быть признан страховым, поскольку произошел во время обеденного перерыва, который в соответствии с положениями ТК РФ не включен в рабочее время, а следовательно, произошел не в момент исполнения работником своих трудовых обязанностей.

Не согласившись с этим решением Фонда, общество обратилось в суд.

Решение судов

Суды трех инстанций признали произошедший с работником общества несчастный случай страховым. Рассуждали судьи следующим образом.

Согласно ст. 229.2 ТК РФ несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с положениями ст. 227 ТК РФ и ст. 3 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) несчастным случаем на производстве признается событие, в результате которого застрахованный получил повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных данным законом случаях на территории страхователя и которое повлекло временную утрату им профессиональной трудоспособности.

Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.03.2011 № 2 для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать, в частности, следующие юридически значимые обстоятельства:

  • относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя (ч. 2 ст. 227 ТК РФ);

  • указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев (ч. 3 ст. 227 ТК РФ);

  • соответствуют ли обстоятельства (время, место и другие), сопутствующие происшедшему событию, обстоятельствам, указанным в ч. 3 ст. 227 ТК РФ;

  • произошел ли несчастный случай на производстве с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5 Закона № 125-ФЗ);

  • имели ли место обстоятельства, при наличии которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством (исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в ч. 6 ст. 229.2 ТК РФ).

В силу п. 12 указанного постановления Пленума ВС РФ квалифицирующими признаками страхового случая являются:

  • факт повреждения здоровья, подтвержденный в установленном порядке;

  • принадлежность пострадавшего к кругу застрахованных;

  • наличие причинной связи между фактом повреждения здоровья и несчастным случаем на производстве или воздействием вредного производственного фактора.

Суды установили, что во исполнение требований, установленных ст. 229, 229.2 ТК РФ, в обществе была создана комиссия и по результатам расследования несчастного случая составлен акт, по которому вышеназванный случай признан несчастным случаем на производстве. Комиссией установлен факт повреждения здоровья застрахованного лица и полученные работником телесные повреждения квалифицированы именно как несчастный случай на производстве.

При этом суды отметили, что несмотря на то, что несчастный случай с работником общества произошел во время установленного перерыва на обед, тем не менее, он произошел на территории работодателя.

Доводы Фонда о том, что обществом не доказан факт несчастного случая на производстве ввиду того, что перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время, суды отклонили исходя из следующего.

В соответствии со ст. 91 ТК РФ рабочим временем является время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять свои трудовые обязанности. Не является рабочим временем, но в силу своего функционального назначения приравнивается к нему в том числе перерыв для приема пищи (ст. 108 ТК РФ). Более того, п. 3 ст. 227 ТК РФ, устанавливающий основания и порядок отнесения события (несчастного случая) к производственным или непроизводственным, прямо указывает на производственный характер события, если оно произошло на территории работодателя, но во время установленного правилами внутреннего трудового распорядка перерыва (в том числе, исходя из ст. 91 и 108 ТК РФ, перерыва на обед).

С учетом изложенного, суды пришли к выводу об отсутствии у Фонда оснований для отказа обществу в признании данного несчастного случая страховым.

Аналогичные решения

Позиция, изложенная в комментируемом постановлении, подтверждается и другими примерами из судебной практики.

Так, в деле, рассмотренном ФАС Московского округа в постановлении от 30.09.2013 по делу № А40-116863/12-107-586, работница организации, находясь во время обеденного перерыва в помещении столовой, упала и получила ушибы ноги и руки. Суд установил, что несчастный случай с работницей во время установленного перерыва на обед произошел на территории работодателя, факт повреждения здоровья застрахованного лица установлен комиссией, проводившей расследование, полученные работницей телесные повреждения квалифицированы комиссией как несчастный случай на производстве. В результате суд пришел к выводу, что для квалификации несчастного случая как страхового имеет значение лишь то, что событие, в результате которого застрахованный получил повреждение здоровья, произошло в рабочее время и в связи с выполнением застрахованным действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Установление для признания такого случая страховым иных обстоятельств законодательством РФ не предусмотрено (такой же вывод содержится в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 28.12.2010 № 11775/10).

Похожая ситуация была рассмотрена Четырнадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 24.09.2008 по делу № А13-461/2008. В этом деле работница подвернула ногу в обеденный перерыв, также находясь в столовой общества. Отделение ФСС России решило, что травма получена пострадавшей не при исполнении задания работодателя, в обеденный перерыв, и носит бытовой характер. В результате несчастный случай был квалифицирован как не повлекший обязательства страховщика осуществлять страховое обеспечение.

Однако суд страховщика не поддержал. Он отметил, что по смыслу ст. 227 ТК РФ к несчастным случаям на производстве относятся события, которые произошли во время установленных перерывов. Перерыв для отдыха и питания является одним из установленных ТК РФ. Нахождение работницы в момент получения травмы в столовой, которая расположена на территории общества, обусловлено трудовыми отношениями с работодателем. Травма получена в результате воздействия производственного фактора.