Прогнозы МЭР о замедлении роста стали реальностью

| статьи | печать

Данные Росстата и оценки Минэкономразвития показывают снижение темпов экономического роста в начале нынешнего года. Промышленное производство в январе увеличилось лишь на 1,1% год к году после 2% в декабре. Прирост оборота розничной торговли замедлился до 1,6% в годовом измерении по сравнению с 2,3% в конце 2018 г. Также снизились темпы роста строительства и грузооборота транспорта.

Прирост добычи полезных ископаемых в январе замедлился до 4,8% год к году с 6,3% месяцем ранее. Основной вклад в снижение темпов роста в добывающем комплексе внесла нефтегазовая отрасль.

Годовой темп прироста добычи нефти и попутного газа замедлился до 3,4% год к году в январе 2019 г. после 4,1% в декабре 2018 г. С первого месяца нынешнего года вступили в действие новые договоренности ОПЕК+ об ограничении добычи нефти, достигнутые на декабрьском заседании в Вене. После начала выполнения Россией взятых на себя обязательств среднесуточная добыча нефти в январе, по данным ЦДУ ТЭК, снизилась до 11,38 млн баррелей в сутки с рекордных 11,45 млн в декабре.

Замедление роста наблюдалось и в газовой отрасли. Годовые темпы прироста производства сжиженного природного газа снизились более чем вдвое (до 38,3% год к году в январе с 81% в декабре) из-за эффекта базы января прошлого года (третья линия завода «Ямал СПГ» была запущена в середине декабря 2017 г.).

Годовой рост производства естественного природного газа в середине зимы также замедлился, что связано со снижением экспорта газа в дальнее зарубежье на фоне теплой погоды в Европе и тяжелой экономической ситуации в Турции.

Темпы прироста обрабатывающих отраслей в январе перешли в отрицательную область (–1,0% год к году) после нулевой динамики в предшествующие два месяца.

Основной вклад в ухудшение показателей обрабатывающего сектора внес машиностроительный комплекс (–17,6% год к году в январе), динамика которого по-прежнему характеризуется существенной волатильностью. При этом, в отличие от предыдущих эпизодов отрицательной динамики, сокращение выпуска в январе наблюдалось по широкому кругу отраслей машиностроения, а не только в наиболее волатильных видах деятельности (таких как производство летательных аппаратов). В частности, выпуск автотранспортных средств в январе сократился на 3,4% год к году после более чем двух лет уверенного роста.

Вместе с тем в ряде других отраслей обрабатывающей промышленности в первом месяце 2019 г. сохранялась позитивная динамика. Устойчивый рост выпуска продолжали демонстрировать пищевая промышленность, деревообрабатываю­щая отрасль, химический комплекс, производство прочей неметаллической минеральной продукции (преимущественно стройматериалов). Кроме того, прирост выпуска кокса и нефтепродуктов в январе ускорился до 1,2% год к году (по сравнению с 0,3% в ноябре и 0,2% в декабре). На фоне благоприятной динамики в указанных отраслях обрабатывающей индустрии ее медианный темп прироста в январе увеличился до 1,0% год к году с 0,2% в декабре.

Динамика оборота розничной торговли тоже замедлилась — до 1,6% год к году с 2,3% в декабре, в том числе под влиянием увеличения базовой ставки НДС с 18 до 20%.

В целом же прирост ВВП в январе, по оценке Минэкономразвития, замедлился до 0,7% год к году по сравнению с 2,3% в декабре (в целом за 2018 г. — также 2,3%).

Стоит заметить, что замедление темпов роста ВВП в начале нынешнего года ранее министерством прогнозировалось. Вместе с тем аналитики ведомства отмечают, что текущая динамика складывается несколько лучше ожиданий (так же как и динамика инфляции, ускорение которой в январе — феврале текущего года оказалось меньшим по масштабу по сравнению с ожидаемым всплеском цен).