Некрупные торговые объекты освободят от ограничений, предназначенных для торговых сетей

| статьи | печать

Облегчить жизнь малым и средним торговым предприятиям намерен Минпромторг России. В подготовленном министерством законопроекте предлагается вывести этих субъектов из-под ограничений, которые законодательство накладывает на торговые сети.

Уточнить определение торговой сети, содержащееся в действующем законодательстве, Минпромторг намерен с дальним прицелом. По мнению авторов законопроекта, внесение поправок в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) необходимо, дабы не допускать ситуаций, при которых небольшие продуктовые магазины, действующие в рамках франчайзинговых программ, по формальным признакам подпадают под то же регулирование, что и крупные торговые сети. Такое возможно, когда магазины, не связанные между собой, определяются контролирующими органами как сеть на основании схожести средств индивидуализации (название, логотип, фирменный стиль). Соответственно, как показывает правоприменение, к таким магазинам применяются общие ограничения, которые призваны регулировать отношения между поставщиками и крупными торговыми сетями, объединенными одним хозяйствующим субъектом (например, отсрочка платежей за поставки, стимулирование продаж через бонусы и т.п.).

Подобное уравнивание, считают в Минпромторге, создает препятствия для развития торговли в малом и среднем форматах и коренным образом противоречит общегосударственной стратегии поддержки субъектов МСП.

В связи с этим предполагается закрепление в понятии торговой сети критериев по разграничению малого, среднего и крупного бизнеса. В частности, Минпромторг считает, что признаком крупной торговой сети должно быть превышение минимального порога дохода — 2 млрд руб. за календарный год.

Помимо этого законопроектом предусматривается исключение стоимости некоторых услуг, в том числе логистических, из совокупного размера вознаграждения, выплачиваемого субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у поставщика определенного количества продовольственных товаров. Напомним, что п. 4 ст. 9 Закона о торговле ограничивается совокупный размер вознаграждения и платы за отдельные виды услуг, которые торговая сеть оказывает поставщикам. Как указывается в пояснительной записке к проекту, исходя из буквального толкования данного пункта, ограничение совокупного размера таких выплат связано с расходами, которые несет поставщик после поставки товаров в торговую сеть. Превышение предела совокупного размера вознаграждения влечет наложение административного штрафа, что создает барьеры входа на рынок услуг по перевозке грузов. Поэтому Минпромторг посчитал целесообразным исключить стоимость услуг по перевозке продовольственных товаров поставщика до склада или торгового объекта торговой сети из совокупного размера вознаграждения.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 2 и 9 Федерального закона „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“» опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/02-19/00088372.