Деловая активность в рознице остается в позитивной зоне

| статьи | печать

Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле в последнем квартале ушедшего года повторил значение предыдущих трех месяцев (+4%), что свидетельствует о стабильности развития отрасли. Вместе с тем начало наступившего года будет для розницы непростым: рост цен из-за увеличения НДС и котировки бензина снизят реальные доходы потребителей.

Стабильность Индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) в IV квартале 2018 г. обеспечил, в первую очередь, показатель объема складских запасов, уровень которого в конце года снизился. Это, по оценке экономистов, говорит об ускорении реализации товаров со складов, причем в большей степени данный тренд прослеживался в секторе непродовольственных товаров длительного пользования.

Тем не менее 55% руководителей торговых компаний отметили недостаточный платежеспособный спрос покупателей (в июле — сентябре 2018 г. доля таких комментариев составляла 52%).

Похожая тенденция была зафиксирована в оценках количества заказов, которые дали топ-менеджеры розничных предприятий. Доля организаций, в которых происходило их сокращение, равнялась 28%, а компаний, где наблюдалось увеличение, — 17%.

Обследование статистического ведомства выявило заметное сужение товарного ассортимента в розничных торговых организациях. Краткосрочные планы предпринимателей также свидетельствуют о продолжении сокращения товарной номенклатуры в первые месяцы торгового сезона 2019 г.

Еще одним трендом IV квартала стало сокращение занятости в отрасли (практически в каждой третьей компании в течение года происходило выбытие персонала). Судя по прогнозным оценкам руководителей, отток занятых в их фирмах в начале 2019 г. продолжится.

На фоне волатильности ключевых операционных показателей торговли позитивную роль по-прежнему играла относительно низкая продовольственная инфляция. После всплеска цен по итогам 1-го полугодия 2018 г. в последующие два квартала в сфере розничной торговли ценовая динамика практически не менялась. По итогам октября — декабря рост цен выявлен в 37% розничных предприятий.

Впрочем, краткосрочные ожидания «директорского корпуса» позволяют предположить, что ценовое затишье заканчивается. Уже в начале 2019 г. возможен ценовой всплеск — как в продовольственном, так и в непродовольственном сегментах розничной торговли.

Динамика доходов и цены сдерживают рост отрасли…

К основным барьерам, тормозящим развитие бизнеса в розничной торговле, руководители предприятий относят три фактора.

Во-первых, традиционно сохраняется пессимизм относительно роста реальных располагаемых денежных доходов населения и, соответственно, спроса на продукцию своих организаций. Причем пессимизм сохраняется даже на фоне заметного помесячного роста реальных заработных плат, фиксируемых Росстатом.

«Надо заметить, что „реальная зарплата“ достаточно „лукавый“ статистический показатель из-за различных методологических подходов, применяемых при его исчислении, — комментирует ситуацию директор Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ Георгий Остапкович. — И здесь не вина Росстата или Минтруда РФ, а ответственность самих отчитывающихся за предоставление соответствующих данных. К сожалению, способов увеличить данный показатель при желании можно найти предостаточно. Поэтому при анализе потребительского поведения лучше использовать показатель реальных доходов населения, а не зарплат. Данный показатель дает значительно более объективную картину состояния уровня жизни населения и его реальную платежеспособность».

Во-вторых, заметной проблемой для торговых организаций может стать рост НДС с 18 до 20% с 1 января 2019 г. Конечно, это не введение налога с продаж, но косвенно торговля ощутит на себе сразу определенный ценовой дискомфорт по различным направлениям. Например, в значительной степени пострадают от повышения НДС промышленные виды деятельности, имеющие в своем объеме реализации большую долю промежуточной продукции. К подобным подотраслям относится и пищевая промышленность, напрямую ассоциированная с продажей продовольственных товаров. В результате повышения НДС, по мнению экспертов ЦКИ, у пищевой промышленности сумма прямого налога на добавленную стоимость увеличится более чем на 11%.

В-третьих, заметные проблемы в ретейле могут возникнуть в результате ожидаемого роста цен на бензин и дизельное топливо. Доля транспортных издержек в цене товара может достигать серьезных размеров. Здесь упрощенно действует следующая формула: «Чем легче и малогабаритней товар и короче плечо его доставки в магазин, тем меньше издержки на автотранспорт, и наоборот». Пока ситуация с ценами на топливо находится в рамках прошлогодних договоренностей Правительства РФ с нефтяниками. Однако смогут ли монополисты-нефтяники долго соблюдать эти договоренности — большой вопрос (если, конечно, им не выплатят компенсационные бонусы).

Как правило, нефтяники повышают цены на топливо в периоды возросшего спроса на него. Поэтому, по оценке ученых «Вышки», возможно, что в марте — апреле начнется «новый разбор полетов», связанный с новым потенциальным повышением цен на топливо. Именно в этот период начинается посевная в России, открывается навигация по Севморпути и активизируются после зимней спячки частные автовладельцы. Если с середины весны произойдет скачок цен на топливо, это станет серьезным ударом по ретейлу.

…но глобальных угроз развитию отрасли нет

«По большому счету, прямых и глобальных угроз для розничной торговли в ближайший квартал не наблюдается, — считает Г. Остапкович. — Исключая форс-мажоры, ключевыми параметрами функционирования для розничной сферы в наступившем году останется уровень внутреннего потребления, инфляционные сдвиги и потребительские настроения населения».

Одним из факторов, способных в некоторой мере подстраховать от просадки розничный сегмент и смягчить негативные тенденции в динамике спроса, может стать сформировавшаяся «кредитная модель потребления».

Надо заметить, что потребительское кредитование оказало серьезную поддержку непродовольственному сегменту торговли, который в последнее время практически постоянно опережал по темпам роста товарооборот продовольственного ретейла. Однако в подобной модели потребительского поведения есть и серьезные скрытые риски. Пока ситуация на рынке потребительского кредитования, включая ипотечное, находится в пределах хотя и повышенной, но удовлетворительной динамики. Но нужно помнить, что всегда наступает час расплаты по долгам, а «мнимый» рост уровня жизни населения, вызванный повышенной возможностью приобретать товары длительного пользования за счет потребительского кредитования, ведет к формированию задолженности, особенно у населения с низкими доходами.

«К сожалению, сегодня в России темпы роста номинальных доходов населения, не говоря уж о реальных доходах, просто несопоставимы с темпами роста потребительского кредитования и задолженности по кредитам, — подчеркивает директор ЦКИ. — Главное, чтобы ЦБ РФ своими регуляторными действиями и кредитные учреждения своей ответственностью при выдаче кредитов контролировали данный процесс, не допуская „галопирующего“ роста потребительского кредитования со всеми вытекающими разрушительными последствиями для людей и экономики».