Легпром будет расти. За счет государства

| статьи | печать

К 2036 г. производство одежды в РФ увеличится на 125% по отношению к 2018 г. Об этом говорится в прогнозе социально-экономического развития РФ на период до 2036 г., подготовленном Минэкономразвития. Согласно документу наиболее быстрыми темпами отрасль легкой промышленности будет развиваться в период 2019—2024 гг. Ожидаемый рост обусловлен прежде всего влиянием мер государственной поддержки, в том числе предоставляемой предприятиям легпрома, выпускающим импортозамещающую продукцию.

По данным экономического ведомства, суммарный объем ввода и расширения мощностей производства химических волокон и нитей к 2024 г. составит около 300 тыс. т. Основным направлением развития отрасли, в частности 2025—2036 гг., будет являться развитие производства синтетической продукции, в том числе синтетических и искусственных тканей, нетканых материалов, спецодежды, а также обуви защитной, основным сырьем для которых являются синтетические и искусственные волокна и нити. Основным импортером продукции отечественного производства, по расчетам чиновников, будут страны СНГ (на сегодняшний день более 42% от всего объема экспорта, порядка 39% из которых поставляется в Республику Казахстан, а также 37% поставок экспортируется в Республику Беларусь).

Производство тканей сокращается

По данным Минпромторга, за январь — октябрь текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года индекс производства в отрасли вырос на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В текстильной подотрасли в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос объем производства трикотажных полотен на 10,4% (19,4 тыс. т), постельного белья — на 9,3% (56,5 млн шт.), волокон химических — на 0,2% (159 тыс. т).

Однако сократилось производство тканей на 1,8% (4,9 млрд кв. м), ниток швейных хлопчатобумажных — на 9,9% (115 млн катушек).

В швейной подотрасли предприятия легпрома увеличили производство спецодежды на 44,6% (10,8 млрд руб.), мужских костюмов — на 25,4% (34,6 млн шт.), костюмов женских — на 18,9% (2,2 млн штук), пальто мужских — на 13,7% (185 тыс. шт.).

Вместе с тем сократилось производство изделий трикотажных и вязаных на 10,8% (109 млн шт.), чулочно-носочных — на 9,6% (165 млн пар).

В кожевенно-обувной подотрасли выросло производство обуви на 0,3% (96 млн пар), кожи из цельных шкур — на 4,5% (1128 млн кв. дм), но упало производство чемоданов и сумок дамских — на 35,9% (3 млрд руб.).

Засилье контрафакта

Одной из серьезных проблем, тормозящих развитие отрасли, является контрафакт. По официальным данным, доля нелегальной торговли в легпроме последние годы снижается, но остается довольно высокой. Так, по подсчетам промышленно-торгового ведомства, доля нелегального оборота в легкой промышленности в 2017 г. снизилась до 21%. Для сравнения: в 2016 г. этот показатель составлял 25,6%, в 2015 г. — 31%.

Бороться с засильем нелегальных товаров призвана система обязательной маркировки, которая в настоящее время активно тестируется на нескольких отраслях. Согласно распоряжению Правительства РФ утвержден перечень 10 товарных групп, которые с 2019 г. подлежат обязательной маркировке: пять групп изделий легкой промышленности, а также обувь, табак, духи, шины и пневматические покрышки, фотокамеры и лампы-вспышки.

Как заявил в ноябре на пресс-конференции в ТАСС заместитель генерального директора единого оператора маркировки Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Реваз Юсупов, внедрение обязательной маркировки даст государству и легальному бизнесу дополнительный эффект около 1,1 трлн руб. в год, вклад в ВВП в размере 1,2%.

«По нашим расчетам, через год после введения обязательной маркировки государство и легальный бизнес получат дополнительно порядка 1,1 трлн руб., из них около 360 млрд руб. — это фискальный эффект от обеления рынка и снижения доли нелегального оборота, около 160 млрд — за счет повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности и сокращения непроизводственных затрат участников рынка, оставшийся положительный эффект придется на долю легального бизнеса», — сказал Р. Юсупов

Товары легпрома отправятся за рубеж

Помимо сокращения контрафакта и увеличения продаж на внутреннем рынке власти страны рассчитывают на существенное увеличение экспорта товаров легпрома. В рамках V Всероссийского форума легкой промышленности на пленарном заседании «Конкурентоспособность российской легкой промышленности» статс-секратарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов заявил, что одним из приоритетных направлений развития отрасли является экспорт товаров легпрома.

По итогам девяти месяцев 2018 г. экспорт продукции легкой промышленности составил 1,1 млрд долл. К концу года ожидается увеличение экспорта на 7,7% по отношению к 2017 г. — 1,4 млрд долл.

«Нам надо не только удержать эту планку, но и начать активнее выходить за рубеж, развивая и продвигая российские бренды, формируя потребительский спрос именно на российские товары — качественные, доступные, модные и безопасные», — подчеркнул В. Евтухов. По его словам, представителям отрасли необходимо понять, на каких тенденциях стоит сконцентрироваться, чтобы добиться существенных результатов на внешнем рынке, и как сохранить и увеличить свое присутствие на внутреннем рынке.

Представитель ведомства подчеркнул, что выход и укрепление позиций на зарубежном рынке являются первостепенными задачами для участников индустрии. Это связано с поручением Владимира Путина увеличить объем экспортных поставок продукции легкой промышленности почти в 2 раза к 2024 г., то есть до 2,3 млрд долл.

При этом В. Евтухов отметил, что в 2018 г. было реализовано много проектов и мероприятий, ориентированных на формирование конкурентоспособности отечественной легкой промышленности. Были разработаны инновационные и высококачественные материалы для автопрома и авиации, модернизированы уже имеющиеся и открыты новые производства, разработаны дорожные карты в рамках сотрудничества с Минсельхозом России. Также были заключены соглашения о сотрудничестве с Республикой Узбекистан и Европейским институтом дизайна, организованы коллективные стенды на крупнейших отраслевых выставках.

В кулуарах форума, говоря о том, что мешает российским производителям товаров легпрома активно развиваться, потенциальные партнеры отмечали, что российским компаниям нужно обратить внимание на соотношение цены и качества своих изделий. Кроме того, по мнению международных экспертов, бизнесменам нужно не рассчитывать на помощь государства, а думать о том, как привлечь внимание частных инвесторов к своему бизнесу.

Динамика темпов роста производства основных видов продукции легкой промышленности, % к соответствующему периоду предыдущего года

2018 к 2017

Среднее значение за период

2019—2024

2025—2030

2031—2036

2036 к 2018

Производство текстильных изделий

4,7

4,7

3,5

2,4

87,0

Производство одежды

6,8

7,7

3,3

3,1

125,7

Производство кожи и изделий из кожи

1,3

3,0

2,6

1,8

54,9

Источник: Минэкономразвития

К сведению

Роспотребнадзор выявил свыше 9 тыс. шуб без маркировки

По состоянию на 19 ноября 2018 г. по итогам проверки Роспотребнадзора на отечественном рынке выявлено более 9400 меховых изделий без маркировки и более 10 400 изделий с нарушением требований к маркировке.

«По состоянию на 19 ноября 2018 г. в 79 субъектах Российской Федерации выявлено в общей сложности 19 882 единицы указанной продукции, находившейся в обороте в нарушение установленных требований (из них 9404 единиц без маркировки КИЗ и 10 478 — с нарушением требований к маркировке)», — говорится в отчете ведомства.

Всего шуб с нарушениями требований Роспотребнадзор выявил на общую сумму более 900 млн руб. В результате было составлено 1016 протоколов об административном правонарушении и 954 — об аресте товара.

Из опубликованной Роспотребнадзором информации следует, что по итогам рассмотрения 1005 административных дел судами приняты решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности в виде административных штрафов, общая сумма которых составила более 4 млн руб.

Росимущество неэффективно уничтожает контрафакт

Счетная палата проверила систему реализации конфискованного имущества в пользу государства. Ревизия ведомства показала, что работа Росимущества в этой сфере неэффективна, поскольку на всех ее стадиях (прием — учет — экспертиза — оценка — реализация — переработка — уничтожение) есть правовая неопределенность.

Так, у Росимущества нет достоверной информации о характеристиках переданного имущества, которое чаще всего поступает без необходимой документации. Сомнение вызывает и достоверность оценочной стоимости, указали в Счетной палате.

Еще одна проблема — высокие расходы на хранение имущества, которые превышают доходы от его реализации. Так, в 2017 г. расходы за хранение составили 222 млн руб., а доходы от реализации — 180 млн. В первом полугодии 2018 г. — 62 и 64 млн руб. соответственно.

Однако самые высокие риски совершения правонарушений выявлены на стадии уничтожения и переработки имущества.

«На уничтожение, переработку направляется 99% всего имущества. Однако нормативно эти понятия не определены, не установлены требования к их проведению и оформлению результатов. В итоге обязательное уничтожение контрафактных товаров легкой промышленности в ряде случаев заменяется переработкой», — заявил аудитор Максим Рохмистров. Отсутствие должного контроля приводит к рискам незаконного вторичного оборота имущества, создает угрозу безопасности жизни и здоровью людей, а также росту коррупции, считают в ведомстве.