Прямые смешанные перевозки планируют урегулировать в отдельном законе

| статьи | печать

Министерство транспорта России предложило правила перевозки грузов и пассажиров по смешанным, или комбинированным, маршрутам. В законопроекте определены принципы и особенности осуществления прямых смешанных (комбинированных) перевозок и ответственность каждого из перевозчиков. Большая часть условий таких перевозок будет определена в соглашениях между транспортными компаниями.

Законопроект «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», разработанный по поручению Правительства РФ (размещен на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/11-18/00086150), призван организовать работу различных операторов в одной перевозке.

Основные условия перевозки в прямом комбинированном сообщении закреплены в Гражданском кодексе РФ. Это участие в перевозочном процессе двух или более видов транспорта и наличие единого транспортного документа. Вопросы же, связанные с условиями осуществления таких перевозок, в том числе условия и порядок заключения договоров, определяющих взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа, отнесены тем же ГК РФ к предмету регулирования отдельного законодательного акта (ст. 784, 788 ГК РФ).

Попытки разработать подобный закон Минтранс предпринимает с 2013 г. Однако ни одна из предыдущих попыток успехом не увенчалась. Новую редакцию законопроекта, предположительно, ждет более завидная судьба. По крайней мере, премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил до конца этого года внести проект на обсуждение правительства.

В проекте прописано, что организация смешанной перевозки производится по соглашению между транспортными компаниями. Заинтересованный перевозчик направляет предложение о присоединении всем участникам предполагаемого соглашения не меньше чем за месяц до планируемой даты присоединения. Порядок присоединения к соглашению должен быть прописан в нем самом.

В зависимости от вида перевозок (грузовые или пассажирские) в соглашении нужно будет указать его существенные условия:

  • пункты прямого смешанного сообщения, в том числе для перевалочных, передаточных операций, а также операций по пересадке пассажиров;

  • условия работы пунктов перевалки, пересадки;

  • порядок согласования заявок на перевозку;

  • условия обмена информацией о перемещении пассажиров, багажа, грузов;

  • порядок розыска груза, багажа;

  • порядок рассмотрения претензий пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей;

  • правила взаимодействия по изготовлению, хранению, использованию и учету бланков единых транспортных документов;

  • порядок расчетов между транспортными компаниями;

  • срок действия соглашения и основания его изменения.

Помимо этого в проекте есть и открытый перечень условий, которые должны быть прописаны в соглашении для перевозки грузов по каждому пункту перевалки.

Перевозчики, как и при обычной поездке, несут ответственность перед пассажирами либо грузоотправителями/грузополучателями.

Ущерб, причиненный при перевозке пассажиров, возмещается перевозчиком того вида транспорта, на котором причинен ущерб пассажиру. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком, в обязанности которого входит выдача груза в пункте назначения. Ответственность перевозчика определяется, как если бы он являлся перевозчиком по договору перевозки пассажира, груза соответствующим видом транспорта в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Перевозчики, включенные в «цепочку» смешанной перевозки, несут субсидиарную ответственность по обязательствам.

Риск банкротства транспортной компании, которая участвует в смешанной перевозке, возлагается на стороны соглашения.

Те из перевозчиков, которые захотят разорвать соглашение, должны будут уведомить другие транспортные организации за три месяца до предполагаемой даты выхода из соглашения. В течение этого времени компания должна работать с грузами и пассажирами, пока не выполнит обязательства по договорам, которые были заключены до прекращения соглашения. На них также распространяются требования об ответственности.

Если закон будет принят, утратят силу глава V Устава железнодорожного транспорта и глава ХIV Кодекса внутреннего водного транспорта (ст. 9 законопроекта). Эта «новость» вряд ли порадует перевозчиков. В указанных нормах содержится множество положений, регулирующих особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении. Речь идет о таких «тонкостях», как правила передачи груза с одного вида транспорта на другой, порядок перевалки грузов, их взвешивание и т.д. Очевидно, многое из того, что сейчас регламентировано в вышеуказанных документах, перекочует в соглашения. А значит, и работы юридическим службам компаний-перевозчиков явно прибавится.