Новости («Малая бухгалтерия», № 7, 2018 г.)

| статьи | печать

Планируется введение экологического налога

Возможно, уже со следующего года в часть вторую НК РФ будет введена новая глава — «Экологический налог». Соответствующий законопроект подготовил Минфин России.

В разъяснении от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге» специалисты финансового ведомства пояснили, что никакие новые экологические платежи не вводятся. Экологический налог придет на замену действующей сейчас плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Плательщиками этого налога будут признаваться те же лица, которые в настоящее время указаны в ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Это организации и физические лица (в том числе ИП), осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду.

Объектом налогообложения по экологическому налогу будет негативное воздействие на окружающую среду в результате:

— выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ;

— сброса в водные объекты сточных вод, содержащих такие вещества;

— образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

Налоговая база, ставки и порядок перечисления экологического налога соответствуют базе, ставкам и порядку перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Также сохранена возможность уменьшить сумму налога на расходы, связанные с реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Минфин России указал, что целью введения экологического налога является систематизация неналоговых платежей, которые уплачивает бизнес, с целью сделать процесс их уплаты более прозрачным и удобным. Кроме того, это позволит улучшить собираемость экологических платежей, поскольку к неплательщикам могут быть применены меры налоговой, административной и уголовной ответственности, а также механизм принудительного и бесспорного взыскания.

Регистрация организации без госпошлины

Федеральный закон от 29.07.2018 № 234-ФЗ внес поправки в п. 2 ст. 333.35 НК РФ, которые вступят в силу со следующего года.

Указанная норма Кодекса дополняется новым подп. 32. В нем сказано, что государственная пошлина не будет взиматься за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подп. 1, 3, 6 и 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения таких действий, в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Территория tax free расширяется

Tax free — система возврата НДС, которая действует для иностранных граждан при вывозе ими приобретенных в России товаров. Для компенсации налога необходим документ (чек). Он должен быть оформлен организациями розничной торговли, включенными в соответствующий перечень. Этот перечень формирует Минпромторг России (п. 5 ст. 169.1 НК РФ). Чтобы попасть в него, розничный магазин должен размещаться в местах, определенных Правительством РФ. Список таких мест утвержден постановлением Правительства РФ от 06.02.2018 № 105.

Постановление Правительства РФ от 15.09.2018 № 1092 увеличило число мест торговли. В список включены магазины, расположенные по следующим адресам:

— г. Казань, просп. Ибрагимова, д. 56 (вместо ул. Ибрагимова, д. 56);

— г. Москва, ул. Большая Дмитровка, ул. Кузнецкий Мост, ул. Петровка (раньше в перечне по этой улице были указаны только д. 2, строение 1 и 2, д. 10), Столешников переулок.

Скидки и надбавки по взносам на травматизм

Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524. Согласно п. 6 этого постановления ФСС России должен рассчитывать и утверждать на очередной финансовый год значения основных показателей по видам экономической деятельности.

Во исполнение этого требования ФСС России в постановлении от 03.08.2018 № 85 утвердил на 2019 г. значения следующих основных показателей:

— отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;

— количество страховых случаев по виду экономической деятельности на тысячу работающих;

— количество дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.

Документ вступил в силу с 30 августа 2018 г.

Новая форма декларации по земельному налогу

Приказ ФНС России от 30.08.2018 № ММВ-7-21/509@ утвердил новую форму декларации по земельному налогу и порядок ее заполнения. Она будет применяться с отчетности за 2018 г.

Так, в порядке заполнения декларации уточнены положения, касающиеся применения коэффициентов Кв и Ки. До 1 января 2018 г. налоговую базу по земельному налогу можно было корректировать только при возникновении (прекращении) права собственности на земельный участок в течение налогового периода. В этом случае применяется специальный коэффициент Кв (он показывается по строке 140 раздела 2 декларации).

С этого года корректировка налоговой базы стала возможна и при изменении в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка (п. 7.1 ст. 396 НК РФ). Для этой корректировки используется коэффициент Ки, который определяется в порядке, аналогичном установленному в п. 7 ст. 396 НК РФ. Он отражается в разделе 2 по строке 145.

Налоговики скорректировали положения п. 5.17 порядка заполнения декларации. Теперь в нем указано, что в строке 145 раздела 2 декларации показывается коэффициент Ки, который применяется для исчисления земельного налога в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых в данном налоговом периоде земельный участок имел кадастровую стоимость, установленную для данной качественной и (или) количественной характеристики земельного участка, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Кроме того, новой редакцией п. 5.17 порядка заполнения декларации предусмотрено, что при одновременном применении коэффициентов Кв и Ки значение коэффициента Ки должно учитывать период владения земельным участком в данном налоговом периоде.

В форму декларации введена новая строка — 245 «Сумма налоговой льготы (в рублях) (п. 2 ст. 387 НК РФ)». Она предназначена для указания суммы налоговой льготы в виде снижения ставки налога законодательными актами органов местной власти.

Согласно новому п. 5.28 порядка заполнения декларации сумма льготы исчисляется как произведение значения, указанного в строке 110 «Налоговая база», и разницы значений полной ставки земельного налога и пониженной ставки. Расчет ведется следующим образом:

— при отсутствии коэффициента Ки — строка 245 = строка 110 х (налоговая ставка – пониженная ставка) х строка 140 : 100;

— при наличии коэффициента Ки — строка 245 = строка 110 х (налоговая ставка – пониженная ставка) х строка 140 х строка 145 : 100.

Код категории земли показывается в строке 030 раздела 2 декларации. Перечень кодов приведен в приложении № 5 к порядку заполнения декларации. Из этого перечня исключен код 003003000050 — прочие земли и добавлен код 003008000010 — земельные участки из состава земель для обеспечения таможенных нужд. Кроме того, поменялось название кода 003003000080. Раньше он назывался «Прочие земли», а теперь — «Земельные участки, для которых категория земель не установлена».

Форма уведомления о контролируемых сделках обновлена

Согласно п. 2 ст. 105.16 НК РФ уведомления о контролируемых сделках направляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Форму, формат и порядок заполнения уведомления утверждает ФНС России.

Налоговая служба приказом от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ утвердила новую форму уведомления. Ее нужно применять в отношении сделок, совершенных в календарном году, обязанность уведомления о которых наступила после 25 августа 2018 г. При этом ранее применявшаяся форма (утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@) отменена.

Установлены коэффициенты-дефляторы по НДПИ

Ставки по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренные в подп. 12—15 п. 2 ст. 342 НК РФ, умножаются в том числе на коэффициенты-дефляторы. Размер данных коэффициентов определяет Минэкономразвития России (п. 2 постановления Правительства РФ от 03.11.2011 № 902).

Минэкономразвития России в приказе от 18.07.2018 № 374 установило на III квартал 2018 г. коэффициенты-дефляторы в следующих размерах:

— на антрацит — 1,134;

— на уголь коксующийся — 1,120;

— на уголь бурый — 1,006;

— на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, — 1,021.

Продление выездной проверки

Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ срок выездной проверки не может превышать двух месяцев. Он может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести. Специалисты ФНС России считают, что одинаковое основание для продления срока проведения выездной проверки сначала до четырех, а затем до шести месяцев не свидетельствует о неправомерности последнего.

К такому выводу пришли налоговики при рассмотрении жалобы налогоплательщика (Информация ФНС России «О правомерности продления срока проведения выездной проверки по аналогичным основаниям»).

В компании проводилась выездная поверка, срок которой был продлен до четырех месяцев, а затем до шести месяцев в связи с объемом проверяемых документов и проводимыми контрольными мероприятиями. Компания не согласилась со вторым продлением, решив, что такое увеличение срока незаконно, так как в качестве его обоснования указаны те же обстоятельства, что и ранее, а это противоречит «исключительному случаю».

По мнению специалистов ФНС России, многообразие ситуаций, когда налоговым органам требуется дополнительное время для завершения выездной проверки, обуславливает наличие открытого перечня оснований для ее продления. Необходимость и сроки продления выездной проверки определяются в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела, а принятие такого решения находится под контролем вышестоящего налогового органа.

Налоговая служба также отметила, что аналогичной позиции придерживается и Конституционный суд РФ (Определение от 09.11.2010 № 1434-О-О). Поэтому в данном случае решение о продлении проверки до шести месяцев является законным, так как направлено на обеспечение проведения наиболее полного и всестороннего налогового контроля.

Допмероприятия налогового контроля

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ внес поправки в п. 6.1 ст. 101 НК РФ, которые начали действовать с 3 сентября. Изменена процедура оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Новая редакция указанной нормы предусматривает составление дополнения к акту налоговой проверки. Ранее отдельный документ по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не составлялся.

Специалисты ФНС России в информации от 03.09.2018 сообщили, что по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля для проверок, завершенных после 3 сентября 2018 г., инспекция будет оформлять отдельный документ — дополнение к акту налоговой проверки. Он составляется в течение 15 дней с даты окончания дополнительных мероприятий налогового контроля. В нем указывается следующая информация:

— начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля;

— сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля;

— полученные дополнительные доказательства, подтверждающие факт нарушения законодательства о налогах и сборах, или отсутствие таковых;

— выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Налоговый орган должен будет вручить налогоплательщику этот документ в течение пяти рабочих дней со дня его оформления (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков — в течение десяти рабочих дней с даты его составления).

К документу прилагаются материалы, полученные при дополнительных мероприятиях, за исключением данных, полученных от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка.

Налогоплательщик может представить свои возражения на дополнение к акту в налоговый орган в течение 15 рабочих дней с момента получения этого документа. Также он может приложить к ним документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений.

МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»

Приказ Минфина России от 12.07.2018 № 153н уточнил отдельные положения стандарта и ввел в него новые нормы.

Так, в него включены:

— п. 101А, устанавливающий порядок признания и оценки стоимости услуг прошлых периодов или прибыли (убытка) от погашений обязательств по программе, когда происходит изменение этой программы, ее сокращение или полное погашение обязательств по ней;

— п. 122А, устанавливающий порядок определения стоимости услуг текущего периода;

— п. 123А, устанавливающий порядок определения чистой величины процентов.

В обязательном порядке документ применяется с 2019 г., а в добровольном — с 31 июля 2018 г.

Штрафа за просрочку авансовых платежей по страховым взносам нет

Налоговая служба в письме от 07.09.2018 № СА-4-7/17429 высказала свою позицию по вопросу привлечения плательщиков страховых взносов к ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату страховых взносов по итогам отчетных периодов. По мнению налоговиков, в такой ситуации штрафа не будет. Аргументация следующая.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами — I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (ст. 423 НК РФ). В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики рассчитывают взносы нарастающим итогом с начала года, а перечисляют разницу между этой суммой и суммой, исчисленной с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (п. 1 ст. 431 НК РФ).

Исходя из этих норм, налоговики указали, что понятие расчетного периода в главе 34 НК РФ аналогично понятию налогового периода в иных главах НК РФ.

Уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу является авансовым платежом (п. 3 ст. 58 НК РФ). Обязанность по их уплате признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. При этом нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В пункте 7 ст. 58 НК РФ сказано, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов). В силу п. 1 ст. 122 НК РФ ответственность предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия).

Налоговики отметили, что правовая позиция высших арбитров по вопросу применения штрафных санкций по ст. 122 НК РФ за просрочку по уплате авансовых платежей содержится в п. 16 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 № 71. Согласно ей в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ.

Следовательно, положения НК РФ не предусматривают привлечения налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов к ответственности за неуплату авансовых платежей как по налогам, так и по страховым взносам на основании ст. 122 НК РФ.

Свою позицию специалисты ФНС России довели до нижестоящих налоговых органов.

Зачесть НДС по кассовому чеку нельзя

Подотчетные лица компании достаточно часто совершают покупки для нужд организации и прикладывают к авансовому отчету кассовые чеки, подтверждающие совершенные расходы. При этом счета-фактуры по приобретенным товарам (работам, услугам) отсутствуют. Например, такая ситуация складывается в отношении услуг почтовой связи. Можно ли в этом случае принять к вычету «входной» НДС?

Если компания не желает вступать в споры с контролирующими органами, то лучше не принимать к вычету «входной» НДС без счета-фактуры. Дело в том, что, по мнению специалистов Минфина России, налог нельзя зачесть, имея на руках один лишь кассовый чек. Даже если в этом документе выделена сумма НДС. Такая позиция содержится в письме Минфина России от 03.09.2018 № 03-07-11/62786. Приведем аргументацию финансового ведомства.

По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 172 НК РФ, вычеты сумм НДС производятся на основании:

— счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав);

— документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров в Российскую Федерацию;

— документов, подтверждающих уплату сумм НДС, удержанного налоговыми агентами;

— иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6—8 ст. 171 НК РФ.

Как видите, в Налоговом кодексе фигурируют иные документы. Однако в указанных нормах ст. 171 НК РФ речь идет об особенностях вычета сумм НДС, перечисленных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм НДС, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных и представительских расходов.

Специалисты Минфина России указали, что в главе 21 НК РФ не предусмотрено никаких особенностей для вычета НДС в случае приобретения почтовых услуг. Поэтому по таким услугам нельзя принять к вычету НДС на основании кассовых чеков без наличия счетов-фактур.