Современная коррупция не знает границ

| статьи | печать
Современная коррупция не знает границ

Коррупция в современном мире перешагнула границы отдельных государств. Подкуп чиновников для продажи товаров по завышенной цене за бюджетные деньги, увы, характерен не только для нашей страны, но и многих других государств. В некоторых странах — Германии, Норвегии, Швейцарии — предпринимателям, дающим взятки за рубежом, грозит тюремный срок. В России пока, по оценке Transparency International, борьба с коррупцией своих граждан в других странах ведется очень вяло.

Подкуп иностранных должностных лиц имеет огромные негативные последствия для экономики стран, где чиновники кладут бюджетные деньги в карман, отмечается в очередном докладе «Экспорт коррупции», подготовленном международным движением Transparency International (TI). Государственные деньги тратятся на сделки с завышенной ценой или без реальной выгоды для державы и жителей страны. Ограниченные бюджетные ресурсы направляются на благо небольшого числа людей, в то время как обычным гражданам отказывают в жизненно важных государственных услугах, таких как безопасные дороги, достойная пенсия или базовые медицинские услуги.

В условиях международной коррупции добросовестные предприниматели, которые предлагают лучшие продукты, зачастую проигрывают на несправедливом рынке, и это вызывает «гонку на дно». Причем некоторые компании просто вынуждены заниматься взяточничеством, потому что другие предприятия решают свои проблемы с помощью взяток.

В России Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), была ратифицирована в 2012 г.

Документ предполагает, что все участники Конвенции, в том числе Россия, обязаны наказывать компании, зарегистрированные в их юрисдикции, за коррупционные практики в других странах (например, за подкуп иностранных чиновников).

Однако в период с 2014 по 2017 гг. у нас в стране, по данным международного антикоррупционного движения, не было возбуждено ни одного дела о подкупе иностранных должностных лиц. В российском законодательстве, по оценке экспертов TI, не предусмотрено существенного наказания за обещание или предложение взятки иностранному должностному лицу.

Взаимодействие между отдельными государственными структурами, которые могут расследовать такие дела (в частности, между МВД и Следственным комитетом), а также со следственными органами других стран недостаточно налажено.

«У России есть серьезные достижения в области обеспечения открытости правосудия (большая часть стран из доклада даже не публикуют судебные решения в интернете), — подчеркивает юрист TI Григорий Машанов. — Но в отношении борьбы с иностранным взяточничеством со стороны российских компаний нет никакого прогресса».

Пока о масштабах отечественной коррупции за рубежом, по словам Г. Машанова, можно судить лишь по преследованию российских компаний в других государствах. В качестве примера можно вспомнить историю со взяткой МТС в Узбекистане дочери бывшего президента страны.

Авторы доклада разделили страны — участницы Конвенции ОЭСР на четыре категории. В группу государств, активно противодействующих экспорту коррупции, вошли США, Германия, Великобритания, Италия, Швейцария, Норвегия и Израиль.

Во вторую категорию стран, противодействующих коррупции в других государствах не в полной мере, попали Австралия, Бразилия, Швеция и Португалия.

К числу недостаточно противодействующих экспорту коррупции стран отнесли Францию, Нидерланды, Канаду, Австрию, Венгрию, Южную Африку, Чили, Грецию, Аргентину, Новую Зеландию и Литву.

Наконец, среди аутсайдеров остались Япония, Южная Корея, Испания, Мексика, Россия, Бельгия, Ирландия, Польша, Турция, Дания, Чехия, Люксембург, Словакия, Финляндия, Колумбия, Словения, Болгария, Эстония, Китай, Гонконг, Индия и Сингапур.