Национальный роуминг остался в прошлом

| статьи | печать

Крупнейшие операторы сотовой связи отказались от внутреннего роуминга. Уже с 1 сентября при поездках по России для большинства абонентов тарифы на голосовые услуги и передачу данных снизятся – в среднем в 5 раз, на СМС – в 2,5 раза. Инициатор отмены роуминга Федеральная антимонопольная служба пообещала, что новые правила не приведут к росту цен на другие услуги. По мнению экспертов, операторы уже компенсировали потери через повышение тарифов.

Напомним, что 1 год назад Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ установила, что операторы связи: МТС, ВымпелКом, МегаФон и ТЕЛЕ2 применяют тарифы для своих абонентов, попадающих в национальный роуминг, на существенно более высоком уровне по сравнению с межоператорской ставкой, превышающем экономически обоснованные затраты и прибыль. Одновременно контролеры предписали крупнейшим игрокам российского рынка связи до 15 декабря исполнить предупреждение о необоснованно высоких ценах на внутрисетевой роуминг в РФ.

«Несмотря на то, что основные игроки рынка услуг сотовой связи покрывают своими сетями большую часть РФ, в ряде регионов абоненты, попадая в сети других операторов, получают шоковые счета — тарифы на услуги связи в поездках в Крым или, например, отдельные северные регионы — в несколько раз превышают домашние тарифы», — объяснила начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева.

При этом она посетовала на то, что иногда абоненты оказываются в национальном роуминге и недалеко от дома, например, при поездке на дачу — если они попадут в местность, где нет сигнала домашнего оператора.

Большинство россиян согласились с мнением антимонопольного ведомства о необоснованно высоких тарифах для путешественников. Проведенный тогда опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показал, что несправедливой плату за роуминг считают 79% граждан, владеющих сотовыми телефонами, обратного мнения придерживаются 16%.

Инициативу ФАС поддержали парламентарии

Поскольку практических действий со стороны операторов не последовало, в марте ФАС возбудила антимонопольные дела против операторов «большой тройки», посчитав представленные ими отчеты об отмене внутрисетевого роуминга не соответствующими требованиям предупреждений. Инициативу ФАС поддержали законодатели — в июле депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект об отмене роуминга на территории России. Он подразумевает отмену платы за звонки из одного региона страны в другой. Документ внесет изменения в статью 53 ФЗ «О связи». При этом планируется внедрение «единого тарифа за услуги связи» на территории всей страны.

В результате операторы согласились с позицией ФАС России и до окончания рассмотрения дела снизили для своих абонентов тарифы на услуги в национальном роуминге: на голосовые услуги и передачу данных — в среднем в 5 раз, на СМС — в 2,5 раза. Первым к отказу от роуминга с 20 августа т.г. приступил «Вымпелком». С 30 августа начать перестроение тарифной системы пообещал МТС, а с 1 сентября — «Мегафон». В компании Tele2 произвести отмену национального роуминга планируют до 31 августа.

Разбирательство в отношении сотовых операторов и их расценок в национальном роуминге президиум ФАС признал лучшим в категории дел по контролю в сфере связи и информационных технологий. По данным ведомства, более 90% случаев, когда абоненты попадали в режим национального роуминга, — их поездки в Республику Крым и г. Севастополь: в этих регионах услуги сотовой связи оказывают другие операторы связи.

«Большие счета за услуги сотовой связи в поездках по территории РФ, вызванные тем, что операторы связи взимают существенно более высокую плату за услуги связи в национальном роуминге по сравнению с условиями в домашнем регионе, выглядят архаизмом», — отметили в Управлении регулирования связи и информационных технологий ФАС России. Там уточнили, что основные затраты домашнего оператора при обеспечении своему абоненту услуг связи в гостевой сети составлял межоператорский платеж гостевому оператору, который заключается в предоставлении услуг связи гостевому абоненту. Экономически его размер не должен отличаться от размера платы за услуги связи для собственных абонентов.

Контролеры полагают, что снижение тарифов на услуги сотовой связи до справедливого уровня не только обеспечит для абонентов нормальные условия для получения услуг связи и информационных услуг, но и заложит базу для дальнейшего снижения тарифов. «Снижение тарифов до уровня домашних цен повлечет за собой увеличение объема потребления услуг связи в поездках также до привычного, домашнего уровня, что, в свою очередь, даст гостевым операторам — партнерам, прежде всего в Крыму, продолжить практику снижения межоператорских ставок, которую они начали проводить в ходе деятельности рабочей группы в ФАС России в 2016 году, что также позволит операторам и дальше снизить тарифы на услуги связи в роуминге», — прокомментировала Е. Заева.

Отмену роуминга оплатят абоненты

В антимонопольном ведомстве заверили, что новые правила не приведут к росту цен на другие услуги, и пообещали следить за ситуацией. Однако специалисты считают, что операторы уже компенсировали потери через повышение тарифов. О том, как повлияет на рынок отмена национального роуминга, эксперты говорили в ходе онлайн-конференции «Финам», посвященной российскому телекому.

«Сегодня введен общий принцип тарификации связи в поездках внутри РФ (за исключением ряда регионов): входящие бесплатны, исходящие — по тарифам междугородней связи. Разумеется, это повлияет на выручку операторов, и они уже компенсировали эти расходы через отмену (постепенную) тарифов без абонентской платы и постепенное повышение стоимости минимальных пакетных тарифов», — сообщил Сергей Половников, руководитель информационно-аналитического агентства Content Review. По его словам, те, для кого раньше было дорого, вряд ли станут пользоваться роумингом сейчас. Процесс адаптации к новым условиям тарификации занимает большой промежуток времени. Это наблюдалось и тогда, когда операторы кардинально снизили стоимость международного роуминга.

Генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков уточнил, что лишь 20% людей выезжают за пределы домашнего региона, и у них такие тарифы, что не нужно нововведений. А ретивость чиновников может привести к тому, что стоимость услуг связи может повыситься и у этих 80% абонентов.

Согласно данным Росстата, в июле 2018 г. стоимость самого доступного полноценного пакета услуг сотовой связи выросла на 1,9% год к году (инфляция за период +2,5%). «Судя по всему, цены достигли дна в рублевом выражении и с учетом растущей налоговой нагрузки, повышения себестоимости из-за закона Яровой и прочих правительственных инициатив будут расти примерно на уровне инфляции», — заявил Валерий Безуглов, аналитик ИК «Фридом Финанс».

По прогнозу Тимура Нигматуллина, аналитика компании «Открытие Брокер», на фоне роста НДС с 18% до 20%, прогнозируемом повышении инфляции до 3,5—4%, а также увеличения инвестиций телекомов в связи с законом Яровой, цены на связь на горизонте 12 месяцев вырастут на 3—5%.

Отмена внутрисетевого роуминга не сильно скажется на бизнесе крупнейших сотовых операторов. Согласно данным, которые представил на конференции В. Безуглов, совокупная выручка от данного сегмента для «большой четверки» по итогам 2017 года составляла около 32 млрд руб., большая часть которой — около 10 млрд руб. — приходится на МТС ввиду того, что у данной компании наибольшая доля абонентской базы в РФ — 31%, или 78 млн абонентов. Таким образом, доля выручки от внутрисетевого роуминга составляет 1,5—3% от общих доходов телекомов, если сопоставить данные за 2017 год. Кроме того, большинство операторов отменили безлимитные тарифы, установив ограничения на мобильный трафик и исходящие звонки в рамках тарифа, а плата за мобильный трафик зачастую и вовсе была одинакова внутри страны.

К сведению

Мобильным доступом к госуслугам ежедневно пользуется более миллиона граждан

Среднесуточное число пользователей мобильного приложения «Госуслуги» и Единого портала госуслуг с мобильных устройств превысило один миллион человек. Об этом сообщило Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Мобильное приложение «Госуслуги» в среднем ежедневно использует 900 тысяч пользователей, еще 250 тысяч граждан России заходят на портал с планшетов и смартфонов. Среднесуточное число пользователей мобильного приложения и портала госуслуг с мобильных устройств увеличилось почти в три раза по сравнению с предыдущим годом (400 тысяч человек).

«Аудитория госуслуг становится преимущественно мобильной. При этом количество пользователей приложения растет быстрее, чем число пользователей самого портала», — сказал заместитель директора Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Александр Павлович. По его словам, именно мобильный доступ к госуслугам сегодня является приоритетным направлением развития.

Обновленное приложение «Госуслуги» для мобильных устройств, работающих на операционных системах iOS и Android, было запущено осенью 2017 года. Приложение сохраняет информацию о пользователе и напоминает о запланированных визитах в поликлинику, необходимости оплатить госпошлину или продлить срок действия документов.