Либерализация коснется государственного регулирования алкогольного рынка

| статьи | печать

Минпромторг России разработал проект федерального закона, который существенно поправит государственное регулирование производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Поручение разработать меры по оптимизации государственного регулирования розничной продажи алкогольной продукции было дано Минпромторгу РФ в мае прошлого года на совещании у заместителя Председателя Правительства РФ А. Хлопонина. Основная цель, которая декларировалась при этом — легализация оборота алкоголя и формирование цивилизованной модели его потребления.

Надо сказать, что Минпромторг отнесся к заданию ответственно. Проведенные ведомством исследования выявили тенденцию к сокращению легальных точек продаж и росту доли теневого оборота алкогольной продукции, в том числе некачественного либо опасного для жизни. Основной причиной такого положения дел Минпромторг определил чрезмерное регулирование рынка алкогольной продукции со стороны государства.

В пояснительной записке к разработанному министерством законопроекту о смягчении вышеуказанного регулирования приводятся наглядные примеры тех преград и препонов, с которыми сталкиваются добросовестные торговцы спиртным.

Так, в законодательстве Российской Федерации установлены требования к площади торгового объекта (в городских поселениях — 50 кв. м, в сельских — 25 кв. м), в котором реализуется алкогольная продукция. При разнице в 1—2 кв. м организации лицензии получить не могут. Такие ограничения не представляются обоснованными.

Также лицензирующий орган может отказать в выдаче лицензии при наличии у заявителя непогашенной налоговой задолженности даже в размере одной копейки.

Еще один реальный пример: если адрес магазина в государственном реестре не совпадает с представленными заявителем сведениями (например, указанным в договоре аренды) не по его вине, то также может последовать отказ в выдаче лицензии. При этом уплаченная государственная пошлина в размере 65 000 руб. за каждый год действия лицензии заявителю не возвращается, а уходит в бюджет безвозвратно. В следующий раз при подаче документов для получения лицензии ситуация может повториться.

Административный диктат приводит к тому, что легальные продавцы алкогольной продукции уходят с рынка, а их место занимают теневые дельцы. Выход из сложившейся ситуации для Минпромторга очевиден — необходимо незамедлительно предпринять меры по легализации розничных каналов продаж алкогольной продукции. При этом важно не ужесточать существующие и не вводить новые ограничения, а пересмотреть политику регулирования алкогольного рынка в сторону смягчения.

Контуры этой новой политики просматриваются в законопроекте, который сейчас размещен на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/08-17/00071469.

Документом предлагается внести в Федеральный закон от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон № 171-ФЗ) следующие изменения.

Предполагается выдача юридическому лицу лицензии на каждый торговый объект или объект общественного питания в отдельности (один объект — одна лицензия). При этом для получения нескольких лицензий одновременно заявителем подается один комплект документов

Лицензиат в случае аннулирования лицензии на какую-то одну из своих торговых точек получит право на перемещение алкогольной продукции в другие обособленные подразделения. На это ему отводится два месяца.

Законопроектом предлагается закрепить обязанность лицензирующего органа уведомить заявителя о наличии замечаний к представленным заявителем документам, а также о наличии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, страховых взносов и штрафов. Заявителю будет предоставлено право устранить замечания в документах и погасить задолженность в установленный срок (пять дней). После чего процесс выдачи лицензии будет возобновлен.

Сегодня согласно Закону № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания разрешена исключительно в ресторанах, барах, кафе и буфетах и не допускается в закусочных, рюмочных и т.п. Законопроектом предлагается эту логическую неувязку «развязать», разрешив торговлю спиртным в общепите без ныне действующих ограничений.

Проект предлагает изменить требования к площади торговых объектов, в которых допускается розничная продажа алкогольной продукции (с 50 до 25 кв. м в городских населенных пунктах, а в сельских вообще отказаться от установления площади стационарных торговых точек). Наличие у организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, складских помещений станет необязательным.

Вышеперечисленные изменения, по мнению разработчиков, позволят устранить барьеры и неэффективные, избыточные законодательные меры в отношении продавцов алкоголя. Пересмотр лицензионных требований к указанным видам деятельности будет способствовать сокращению доли нелегального рынка алкогольной продукции и его дальнейшей максимальной легализации.