Имущественные поправки в Налоговый кодекс

| статьи | печать

Летние изменения в Налоговый кодекс коснулись и таких налогов, как налог на имущество и земельный налог. Поправки внесены федеральными законами от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и № 297-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Налог на имущество

Объект налогообложения

Основная и, пожалуй, самая долгожданная поправка в главу 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ — это исключение из объекта налогообложения движимого имущества. Напомним, что долгое время такое имущество (приобретенное, правда, не раньше 2013 г.) льготировалось на федеральном уровне. В 2018 г. оно освобождается от налогообложения только при наличии соответствующего решения субъекта РФ. Регионы могли полностью освободить такое имущество от налогообложения или же установить в отношении него пониженную ставку в размере не более 1,1%. В субъектах же, где такой закон не был принят, движимое имущество облагается по ставке 1,1% (см., например, письмо ФНС России от 20.12.2017 № БС-19-21/327).

И вот, наконец, с 2019 г. движимое имущество полностью выводится из-под налогообложения. Поправки внесены в ст. 374 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ (далее — № 302-ФЗ).

В связи с исключением движимого имущества из объекта налогообложения утрачивают силу нормы, регулирующие порядок его обложения:

  • подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, согласно которому не признаются объектами обложения налогом на имущество основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств;

  • п. 3.3 ст. 380 НК РФ, предусматривающий налоговую ставку для движимого имущества, которое не освобождено региональными законами от налогообложения;

  • п. 25 ст. 381 НК РФ, содержащий льготу для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств;

  • п. 2 ст. 381.1 НК РФ, в котором регионам дано право устанавливать дополнительные льготы в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования.

Налоговая база и отчетность

Законом № 302-ФЗ скорректирован порядок определения налоговой базы. В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 376 НК РФ с 1 января 2019 г. она будет рассчитываться отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Сейчас данная норма Кодекса предписывает определять налоговую базу отдельно:

  • в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

  • в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

  • в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации.

Кроме того, со следующего года скорректирован порядок сдачи отчетности по налогу на имущество. Налоговые декларации и расчеты по авансовым платежам будут представляться в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения. Такие изменения внесены Законом № 302-ФЗ в п. 1 ст. 386 НК РФ.

Налоговая база при изменении кадастровой стоимости

Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ) в новой редакции изложен п. 15 ст. 378.2 НК РФ, устанавливающий порядок определения налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости объекта. Данная норма получила существенные дополнения. Законодатели детально прописали порядок расчета налоговой базы для разных ситуаций.

Если изменение кадастровой стоимости объекта обусловлено изменением качественных и (или) количественных характеристик этого объекта, то оно учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Если изменение кадастровой стоимости объекта произошло вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Аналогичный порядок используется в случае:

  • уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

  • пересмотра кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;

  • пересмотра кадастровой стоимости по решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.

Если же кадастровая стоимость объекта меняется на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, то сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Обратите внимание: положения п. 15 ст. 378.2 НК РФ вступят в силу с 1 января 2019 г. и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим так же с 1 января 2019 г. (п. 6 ст. 3 Закона № 334-ФЗ).

В связи с появлением вышеописанных правил внесены поправки в ст. 382 НК РФ. Законом № 334-ФЗ данная норма дополнена новым п. 5.1. В нем сказано, что в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей) в отношении данных объектов осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 5 ст. 382 НК РФ. То есть этот коэффициент будет рассчитываться как отношение количества полных месяцев, в течение которых использовалась измененная кадастровая стоимость объекта, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Льготы

Федеральный закон от 03.08.2018 № 297-ФЗ (далее — Закон № 297-ФЗ) внес изменения в положения п. 26 ст. 381 НК РФ. Данная норма Кодекса освобождает от уплаты налога на имущество организации, которые являются участниками свободной экономической зоны. Сейчас, чтобы не платить налог, имущество должно быть создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны. Со следующего года данное условие откорректировано — от уплаты налога освобождается имущество, которое создано или приобретено для выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

Кроме того, указанная норма дополнена следующим положением. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Налог рассчитывается без применения данной льготы за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период.

Земельный налог

Изменения в главу 31 «Земельный налог» НК РФ касаются расчета налоговой базы и применения льгот и аналогичны поправкам, внесенным в главу 30 «Налог на имущество организаций».

Нововведения в части расчета налоговой базы при изменении кадастровой стоимости земельного участка предусмотрены Законом № 334-ФЗ. Они вступят в силу со следующего года и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 г.

Новации содержатся в новом п. 1.1 ст. 391 НК РФ. При этом абз. 4—7 п. 1 ст. 391 НК РФ, в которых были прописаны правила определения налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка, со следующего года утратят силу.

Кроме того, внесены изменения в п. 6 ст. 396 НК РФ. Согласно им организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, привязка кадастровой стоимости земли к началу года исключена из указанной нормы Кодекса.

Законом № 297-ФЗ откорректированы положения подп. 12 п. 1 ст. 395 НК РФ, в котором предусмотрены льготы для земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны. Поправки точно такие же, как и для налога на имущество. То есть для использования льготы земельный участок должен использоваться в целях договора об условиях деятельности, а если указанный договор расторгается по решению суда, то налог рассчитывается и уплачивается в бюджет без учета льготы.