Минфин намерен повысить налоги и стимулировать экономический рост

| статьи | печать

Налоговые изменения, с одной стороны, должны дать ресурс для преобразований, а с другой — стимулировать экономическую активность, отметил глава Минфина Антон Силуанов на парламентских слушаниях. В планах ведомства повышение НДС и налоговый маневр в «нефтянке» вместе с отменой налога на движимое имущество и расширением инвестиционного вычета по налогу на прибыль. Депутаты считают, что в первую очередь нужно увеличивать обороты бизнеса и наращивать налогооблагаемую базу.

Добиться ускорения экономического роста в ближайшие шесть лет можно, по словам руководителя финансового ведомства, только путем стимулирования экономической активности и инвестиций в основной капитал. «Сейчас инвестиции составляют порядка 21,5% валового внутреннего продукта, — подчеркнул А. Силуанов в своем выступлении перед депутатами, посвященном Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. — Необходимо довести этот показатель до 25%, чтобы обеспечить достижение планируемых темпов роста. Именно на достижении этих целей базируются Основные направления».

Налоговые изменения в этих условиях, с одной стороны, должны дать ресурс для преобразований, а с другой — обеспечить стимулирование экономической активности.

«Мы остановились на повышении основной ставки НДС на два пункта — с 18 до 20%, — отметил министр. — Это позволит создать ресурс в экономике (более 600 млрд руб. в год поступит в бюджет, которые можно направить на финансирование новых проектов) и при этом в наименьшей степени затронуть бизнес и население с невысокими доходами, поскольку льготные ставки по НДС предлагается сохранить».

В рамках налогового пакета также предлагается зафиксировать на постоянной основе ставку страховых взносов, сохранив ее на уровне 22%, а не 26% (как это предусмотрено сегодня по законодательству с 2021 г.). Будет обеспечена предсказуемость неналоговых платежей за счет включения части платежей в налоговое законодательство. В этих целях планируется подготовить отдельный законопроект, который будет рассмотрен на следующей весенней сессии парламента.

Серьезным стимулом для инвестиций станет полная отмена налога на движимое имущество, так называемого налога на модернизацию. «Об этом много говорил бизнес, поэтому предлагается решить эту проблему», — напомнил г-н Силуанов.

Финансовое ведомство планирует ускорить возмещение НДС экспортерам путем снижения пороговых значений сумм, уплаченных предприятиями за три года, с 7 млрд до 2 млрд руб. Это даст компаниям дополнительный оборотный капитал на сумму более 100 млрд руб. в год.

Предполагается дополнительная настройка инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций в области снятия ограничений на его применение участниками консолидированных групп налогоплательщиков.

На развитие инфраструктуры направят 3,5 трлн руб.

Среди отраслевых мер глава Минфина выделил развитие инфраструктуры. Для этого в предстоящие шесть лет будет создан специальный Фонд развития за счет увеличения заимствований. Его объем будет составлять 3,5 трлн руб. за шестилетний период. Фонд станет источником для инфраструктурного развития страны, отсталость которой в этом плане сдерживает экономический рост. В данном случае увеличение госдолга пойдет не на расширение текущих расходов, а на создание новых активов государства, что будет способствовать росту экономики.

«Критически важна здесь процедура отбора проектов, — акцентировал внимание депутатов А. Силуанов. — Будут отбираться проекты, которые влияют на качество экономики и на качество жизни населения. Это и развитие городской, социальной и цифровой инфраструктуры, и межрегиональная связанность, и целый ряд других инфраструктурных проектов».

Минфин рассчитывает на активное привлечение частных инвесторов в инфраструктурные проекты. Для этого разрабатывается специальный проект поправок в законодательство о государственно-частном партнерстве. Подключатся сюда и государственные институты развития.

В нефтяном секторе Основные направления предусматривают введение налога на дополнительный доход с 2019 г. в качестве пилотной меры. Цель данного шага — перенести фискальную нагрузку при разработке малорентабельных месторождений на более поздние этапы их функционирования.

В течение шести лет предстоит завершить так называемый нефтегазовый маневр, который заключается в постепенной отмене экспортных пошлин, увеличении внутреннего налогообложения с компенсацией в виде отрицательного акциза на нефть для нефтеперерабатывающих заводов. Основные задачи здесь: стимулировать модернизацию сферы нефтепереработки, провести постепенный переход к единому энергетическому рынку на территории Евразийского экономического союза и создать механизм, который не допускал бы роста цен на бензин и дизельное топливо при изменении цен на мировых рынках.

«Мы также продолжим реализацию мер по сокращению теневого сектора за счет цифровизации налогового администрирования, создания единой информационной среды налоговых и таможенных органов, включая единый механизм прослеживаемости товаров, — пообещал министр. — На достижение этих целей будут направлены меры, реализуемые в рамках структурных изменений расходной части бюджета».

В целом налогово-бюджетная политика на предстоящие шесть лет, по словам главы Минфина, будет направлена на реализацию национальных целей развития страны. Меры налогово-бюджетной политики позволят обеспечить прорывное развитие нашей страны.

Бизнес должен набирать обороты

Депутаты Госдумы на парламентских слушаниях сделали различные оценки Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, предлагаемых финансовым ведомством. Так, член фракции «Единая Россия» Александр Жуков считает, что «за последнее время пришло понимание, что макроэкономическая, бюджетная политика должна быть направлена прежде всего на стабильность выполнения обязательств, данных государством, особенно в социальной сфере. И в соответствии с этим документом она будет продолжаться».

Лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов озвучил иную позицию по реформированию налогового законодательства. «Налоги выполняют не только перераспределительную, но и стимулирующую функцию в рамках проводимой экономической политики, — прокомментировал документ парламентарий. — Нужно решать не временные фискальные задачи, а думать, как увеличить обороты бизнеса и в целом налогооблагаемую базу. Правильный метод пополнения бюджета выглядит так: по цепочке „увеличение денежного предложения — обязательное снижение процентной ставки“ экономика наполняется деньгами, растет деловая активность, значит, растет налогооблагаемая база и пополняется казна».

Для реализации национальных целей социально-экономического развития в бюджете, по словам руководителя фракции КПРФ Геннадия Зюганова, нужно иметь дополнительно минимум 10 трлн руб. «В свою очередь, для получения необходимых средств для выполнения этих задач нужно провести налоговую реформу, „разморозить“ закон о стратегическом планировании, закон о промышленной политике и направить деньги туда, где решается будущее страны — в суперсовременные технологии», — сделал вывод депутат.