Законотворческий синдром: Правительство РФ инициирует налоговые поправки одну за другой

| статьи | печать

Летняя жара не ослабляет законотворческую деятельность Кабинета министров. Так, 25 июня Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона, который позволит обнулить НДС для дальневосточных перевозок. А несколькими днями раньше на сайте правительства были опубликованы поправки к проекту закона о внесении изменений в НК РФ, который был принят Госдумой в первом чтении в конце прошлого года. С этих поправок и начнем, поскольку они охватывают интересы большего числа налогоплательщиков.

Поправки правительства к законопроекту об изменениях в законодательстве о налогах и сборах

На сайте Правительства РФ (http://government.ru/activities/selection/304/32945/) 21 июня были опуб­ликованы поправки к проекту федерального закона № 249505-7 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который был принят Госдумой в первом чтении 6 декабря 2017 г. Данные поправки подготовлены Минфином России.

Напомним, что законопроект № 249505-7 предполагает сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки, сокращение перечня контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами посредством увеличения для целей контроля пороговых значений по таким сделкам, оптимизацию перечня документов, обосновывающих право налогоплательщиков на применение ставки НДС 0% по экспортным операциям.

Поправками к законопроекту, в частности, предусматривается:

  • снижение требований и расширение практики применения упрощенного порядка возмещения НДС. Если поправки будут приняты, получать возмещение НДС в ускоренном порядке сможет большее, чем сейчас, число компаний, так как требования к размеру уплаченных налогов будут снижены с 7 до 2 млрд руб.;

  • сохранение права на зачет НДС до 1 января 2019 г. для сельхозтоваропроизводителей в случае приобретения товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств;

  • сокращение сроков камеральной проверки по НДС с трех до двух месяцев, то есть компании смогут быстрее получать возмещение НДС;

  • отмена контроля за трансфертным ценообразованием по сделкам внутри страны;

  • исключение движимого имущества из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций;

  • отмена безусловного права субъектов Федерации на снижение базовой ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты, на 4,5 п.п. для отдельных категорий налогоплательщиков;

  • запрет на регистрацию договоров о создании консолидированных групп налогоплательщиков;

  • уточнение перечня документов, подтверждающих экспорт товаров, работ, услуг;

  • увеличение пошлин за лицензии на энергосбытовую деятельность.

Кроме того, поправками предусмотрен ряд технических уточнений отдельных положений Налогового кодекса.

Как видно по приведенному перечню, за однозначно позитивными поправками скрываются как негативные, так и те, которые сейчас оценить трудно. Потому что настоящие подводные камни нередко выявляются в законах уже после их обсуждения в Госдуме.

Нулевая ставка НДС для дальневосточных авиаперевозок

Правительство РФ 25 июня внесло в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменения в статью 164 Налогового кодекса Российской Федерации (об установлении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в отношении операций по реализации услуг по отдельным внутренним воздушным перевозкам)». Документу присвоен номер № 495660-7.

Сейчас согласно подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ операции по реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа облагаются по ставке НДС 10%. Исключение сделано для двух видов перевозок, облагаемых НДС по ставке 0%:

  • крымских авиаперевозок, когда пункт отправления или назначения пассажиров и багажа расположен на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя (подп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);

  • калининградских авиаперевозок, когда пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Калининградской области (подп. 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Авторы проекта предлагают обновить подп. 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ, добавив в него возможность использования нулевой ставки НДС и для дальневосточных авиаперевозок, то есть когда пункт отправления и (или) пункт назначения пассажиров и багажа расположены на территории Дальневосточного федерального округа.

Названные преференции вступят в силу по истечении одного месяца со дня опубликования соответствующего закона, но не ранее первого числа очередного налогового периода по НДС. Так что есть шанс, что воспользоваться новой нормой дальневосточные авиаперевозчики смогут уже в этом году.

Льгота будет действовать до 1 января 2025 г. Хотя в пояснительной записке к проекту закона говорится о бессрочном применении ставки НДС 0% в данном случае для развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока. Поэтому, скорее всего, льготу будут продлевать и после 2025 г.

Для федерального бюджета стоимость реализации будущего закона оценивается в 8,6 млрд руб. в год. Эта сумма пойдет на возмещение авиаперевозчикам НДС, предъявленного поставщиками материальных ресурсов производственного назначения, в том числе основных средств.