Ставка на экологичность бизнеса может быть успешной

| статьи | печать

«Зеленое» предпринимательство, экологичный бизнес, экопредприятие — все эти термины не кажутся новыми. Во многих странах такой бизнес стал уже нормой, а вот в России он только начал развиваться. Как концепцию экологичного бизнеса можно использовать в торговой сети? Что она подразумевает? Может ли концепция экологичного бизнеса способствовать успеху предприятия на российском рынке? Рассказывает Валерий Разгуляев, управляющий информацией в компании «ВкусВилл-Избенка».

Концепция экологичного бизнеса часто ассоциируется с производством натуральных продуктов, органик-фермерством, переработкой отходов и т.п. Но на самом деле эта концепция гораздо шире и базируется на основополагающих принципах: рациональное использование материальных ресурсов; предложение клиентам полезной и качественной продукции (работ, услуг); доверительные и долгосрочные отношения с партнерами по бизнесу, клиентами и даже конкурентами; обеспечение персонала хорошими условиями труда и формирование комфортной корпоративной культуры; активная социальная и экологическая позиция (участие в экологических акциях, поддержка социальных и экологических инициатив и т.д.). По сути, наша компания старается придерживаться этих принципов.

Разрабатываем единую концепцию и строим реальный бизнес

Несмотря на то что на заре формирования нашего бизнеса такого понятия, как экологичный бизнес, еще не было (или оно не было так известно в России), одним из первых в компании появилось управление единой концепцией, суть которой заключается в продаже полезных продуктов для здорового питания. Это управление определяет позиционирование и следит за тем, чтобы другие подразделения не отклонялись от принятой концепции, и даже имеет право вето на любое решение, идущее вразрез с ней. Например, в наших магазинах нельзя купить импортные газированные напитки, сигареты и водку. Эти товары приносят существенную выручку нашим коллегам, и покупатели иногда просят продавать их у нас. Однако торговля ими идет вразрез с концепцией продажи полезных продуктов для здорового питания. И в случае нашей компании концепция сильнее.

Другой пример — это наши экологические инициативы. Во всех магазинах сети давно стоят контейнеры для сбора использованных батареек, позволяя покупателям правильно их утилизировать, при этом мы платим заводу-переработчику. Этот год компания объявила годом экологии и начала с отказа от бесплатных пакетов для покупателей в феврале, что позволило уже весной снизить их потребление в два раза. Компания максимально смягчила для покупателей отсутствие бесплатных пакетов и предложила им по себестоимости многоразовые сумки, продолжая объяснять цель отказа от пакетов ответственным отношением к природе.

Розничная сеть очень клиентоориентирована: покупатель всегда может вернуть не понравившийся ему товар без чека, паспорта и даже объяснений, почему он не понравился. Анализируются тысячи обращений покупателей ежедневно, и на их основе делаются выводы, где надо исправиться или как стать лучше. Именно по оценкам покупателей, которые они выставляют нашим продуктам в специальном приложении и боте, с продажи были сняты все товары, у которых средний балл меньше 4. При этом отмечу, что к их составу нареканий не было (были нарекания по вкусу). Тем не менее мы отказались от части выручки.

Формируем правильное отношение к конкурентам

Компании удалось показать покупателям свои отличия от традиционной розницы, хотя эта задача по-прежнему остается одной из самых сложных. Это связано с тем, что многие процессы, нужные для получения обещанного покупателям результата, протекают невидимо для них. К конкуренции компания относится положительно, а всех коллег, которые принимают решение пойти по схожему пути, приветствует и даже помогает им. У нас есть цель: в нашей стране любой должен иметь возможность купить полезные продукты для здорового питания. Мы понимаем, что одна компания не может ее обеспечить, поэтому наша задача — своим стремительным ростом показать всем региональным и общегосударственным розничным компаниям и даже отдельным магазинчикам, что у покупателей есть запрос, а его удовлетворение можно сделать выгодным для дела. В рамках решения этой задачи мы регулярно проводим экскурсии с посещением склада, магазинов и офиса компании, чтобы детально рассказать о выстроенных процессах. И конечно, больше всего их посещают именно розничные компании. Более того, когда крупные межрегиональные сети столкнулись с тем, что даже после экскурсии не могут выстроить процессы в силу исторически сложившихся механизмов работы, мы решили им помочь и создали специальную платформу, которая за них осуществляет отбор поставщиков, расчет заказа, поставку, распределение и логистику скоропортящихся продуктов. Многим кажется это неразумным, кто-то ищет скрытый смысл. А мы говорим: представьте, что вам надо выкопать большую яму, и вот вы с лопатой ковыряетесь в земле, и вдруг приходит кто-то, кто хочет помочь ее выкопать! Как вы отнесетесь к нему? Вот так и мы относимся к конкурентам, которые идут вслед за нами в нишу розницы полезных продуктов для здорового питания.

Строим долгосрочные и надежные отношения с поставщиками

Компания с самого начала выстраивала честные, открытые отношения с поставщиками. Мы не обещаем им того, чего не можем гарантировать, например, объема закупок (он может снизиться из-за появления альтернативного поставщика с лучшим предложением). Но зато и не требуем от поставщиков того, чего неправильно от них ожидать:

  • бешеной отсрочки платежа, превышающей любые разумные сроки продажи поставленной ими продукции;

  • входных выплат за каждый продукт поставщика, добавленный в ассортимент торговой сети;

  • дополнительных выплат за каждый магазин, в котором появится продукт на полке;

  • любых штрафов, в том числе за недопоставку;

  • возврата просроченной продукции, ведь поставщик не определяет количество товара в заказе.

Последний пункт требует особого пояснения.

Во время кризиса в России люди удивлялись, что хорошие продукты с истекшим сроком годности оказались на свалках, ведь у многих из-за сложной экономической ситуации не хватало денег на еду. Как же так: производители стараются, производят, транспорт все это везет на склады розничных сетей, там происходит распределение по магазинам, в которых товар лежит до окончания срока годности, а затем его выбрасывают в огромных количествах, оплачивая обратную логистику и утилизацию? Причина в том, что права и ответственность разнесены: традиционная розница оставляет за собой право принимать решение, сколько поставщик должен привезти продукции, часто штрафуя его за недопоставку заказанного товара, а ответственность за то, что остались излишки и товар не продан до истечения срока годности, перекладывается на поставщика, который сам должен вывезти просрочку или оплатить ее утилизацию. При этом ясно, что поставщик не сможет ничего сделать с этими убытками, кроме как заложить их в стоимость продукции. Альтернатива еще хуже: снизить себестоимость продукции за счет качества или даже фальсификации. В отличие от традиционной розницы мы еще в 2009 г. взяли на себя всю ответственность за то, что заказали. То есть компания никогда не возвращает просрочку поставщикам и не заставляет их ее оплачивать. Так как это наша ответственность, мы постоянно отслеживаем значение списаний по сроку годности и поэтому:

  • осознанно пошли на небольшой дефицит, так как 100-процентное удовлетворение требовало создания больших запасов, что как раз и приводит к существенным списаниям по сроку годности, когда продажи оказываются меньше;

  • постоянно проводим работу по снижению количества единиц продукции в одной коробке, чтобы ее полностью успевали продавать до истечения срока годности во всех магазинах, где принято решение ею торговать;

  • научились прогнозировать спрос по дням недели, общий тренд на повышение и понижение в зависимости от сезона и влияния общегосударственных праздников и религиозных постов;

  • разработали систему полного автоматического распределения продукции, чтобы исключить человеческий фактор и максимально ускорить этот процесс;

  • проводим акции по всем товарам, запасы которых подвисают на остатках по причине перезаказа, а стабильно плохо продающиеся выводим из ассортимента;

  • в случае, если система где-то не срабатывает и сотрудники магазина понимают, что они не успевают продать какой-то товар до истечения его срока годности, у них всегда есть возможность продать его со скидкой 40%, что всегда с радостью встречается покупателями.

Все это приводит к списаниям скоропортящейся продукции всего в 1—2 промилле.

Чего же мы требуем от поставщиков, если всего того, что распространено в других сетях, у нас нет? В первую очередь, качественной, безопасной и натуральной продукцию. Ошибки случаются у всех и при положительной динамике их исправления готовы помогать производителю справиться с ситуацией, но злой умысел — это сразу вывод продукции из продажи. К сожалению, в нашей практике был случай недобросовестности поставщика, занимавшего на тот момент 13% в обороте компании. Покупатели стали массово возвращать его продукцию из-за изменившегося вкуса, поэтому она вне очереди была сдана в лабораторию, и как только было получено неутешительное заключение, взаимодействие с этим поставщиком было прекращено. Продукция, уже поступившая в магазины, была тут же снята с продажи и возвращена на склад для утилизации.

Проверяем качество продукции в соответствии с выбранной концепцией бизнеса

В продуктах, продаваемых в сети, отсутствуют консерванты, красители, усилители и улучшители вкуса. Например, если добавить фосфаты, можно увеличить срок годности продукта. Но мы их не используем и привозим в магазины чистый продукт. Допускаются лишь компоненты, обоснованные технологией и безопасностью потребителя. Весь товар — с минимальными сроками годности. Именно за это нас и ценят покупатели, ищущие свежую продукцию с чистым составом. Такой подход к качеству требует усиленной проверки всех продуктов поставщиков, а также аудита производств, на которых они создаются. У нас встречались такие ситуации, когда технолог после посещения производства отказывался от сотрудничества, не сдавая продукцию в лабораторию, так как увиденное им не соответствовало требованиям, предъявляемым к поставщикам.

Если же производитель прошел аудит, то наступает обязательный этап проверки его продукции в независимых лабораториях. Кроме этой проверки, мы обязательно сдаем продукцию в лаборатории из первых поставок, постепенно увеличивая срок между проверками, если видим, что поставщик реально выдерживает соответствие изначальным образцам. При этом регулярно проверяем продукцию всех поставщиков, даже если работаем с ними очень давно и никаких нареканий со стороны покупателей не поступало. Кроме того, технологи распределительного центра берут образцы из каждой машины поставщиков, заставляя грузчиков перетасовать палеты и обеспечить доступ к разным коробкам. Каждую ночь они снимают пробы со всей поступившей продукции, проверяют с особенным вниманием рыбу, мясо, готовые блюда, проводят простые исследования в лаборатории, оборудованной на складе. Они же проверяют температуру всей продукции в приехавших машинах, и если она не соответствует норме, то машину отправляют обратно, а продукция не принимается. Если технолог забраковал продукт по любой другой причине, продукция также не принимается. За одну ночь это может быть пять-шесть машин. Если проблема с продуктом будет выявлена в магазине, то вся партия будет снята с продажи во всех магазинах уже в течение часа. Безопасность превыше всего!

Если говорить о методах проверки, то здесь мы действуем по-разному. Например, существуют два метода проверки на нитраты в овощах: ионометрический и хроматографический. Ионометрический метод отличается быстротой и простотой, так как не требует специальной подготовки и дорогостоящего оборудования. Он основан на измерении напряжения, возникающего при погружении специального чувствительного электрода в раствор, содержащий вытяжку из продукта. Большинство в России, в том числе и проверяющие органы, пользуются именно этим методом. Хроматографический же метод основан на отделении нитратов от других ионов и мешающих компонентов в продукте за счет сложных физических процессов. Обнаружение и измерение нитратов осуществляется прибором, который чрезвычайно чувствителен и позволяет обнаружить даже очень малое их количество. Поэтому мы перешли именно на этот метод анализа, и наши результаты исследований стали точнее.

Отдельно остановлюсь на новой методике «Определение сухого молока», зарегистрированной год назад. Как и многие лаборатории, относимся к ней негативно: в ней велика вероятность «обнаружения» сухого молока в образцах, где его точно нет. Кроме того, данная методика не прошла научную экспертизу. В связи с этим поддерживаем производителей в их сомнениях и используем в своей работе старую проверенную технологию. К данному выводы мы пришли после тщательного тестирования, показавшего, что более-менее точные результаты новая технология дает только в отношении молока, но не кисломолочных продуктов.

Если же говорить про цифры, то количество лабораторных анализов в сети на порядок больше, чем у других. Более 2500 образцов были проверены в лабораториях в прошлом году. Для нас разрабатывают и совершенно новые методики, например, расширенный спектр для анализа на пестициды, анализ для определения коровьего молока в козьем и другие. 11 лабораторий работают с нами на постоянной основе, такие как ВНИИТЕК, ВНИИМП, ВНИМИ, НЦБРП, РУДН, ВНИРО, Коломенский ЦСМ, РОСТЕСТ, SOEX.

Ориентируемся на отечественных производителей

Больше 96% поставщиков в нашей сети — отечественные производители. Иностранные продукты присутствуют только те, которые в России не производят. Качество продуктов у отечественных производителей всегда было на очень высоком уровне, и мода на западное в продуктовой сфере прошла одной из первых. Сейчас покупатели отдают предпочтение продуктам, произведенным в России, даже если они немного дороже. Введенные контрсанкции положительно сказались на количестве и разнообразии производителей продуктов в нашей стране. Например, по сырам у нас появилось огромное количество предложений по сырам твердым, с плесенью, козьим. Это позволило за короткий период увеличить ассортимент сыров в три раза.

Учитываем особенности логистики в связи с особенностями продукции

Работа со скоропортящейся продукцией предъявляет особенные требования к логистике. Это и поставка свежей продукции во все магазины каждое утро; и время от поставки до отгрузки в распределительных центрах, измеряющееся в часах, а не днях; и особые требования к холодовой цепи поставок — в каждом автомобиле, каждой камере склада, каждом холодильнике магазина стоит датчик, который автоматически отправляет информацию о температуре на сервер, на котором также настроено автоматическое уведомления ответсвенных сотрудников, если фиксируются отклонения от нормы. Как правило, перед поломкой холодильное оборудование достаточно специфически себя ведет, и по такому поведению сервер также фиксирует проблему и автоматически высылает предупреждение техникам, которые осуществляют соответствующее техобслуживание оборудования еще до его поломки.

Разумеется, такая логистика стóит дороже традиционной, но мы постоянно ищем возможности для сокращения затрат без снижения уровня качества. Например, мы решили передавать продукцию без пересчета, это серьезно экономит время сотрудников, снижает простои транспорта.

Валерий Разгуляев, управляющий информацией в компании «ВкусВилл-Избенка»


Экологичный бизнес как фактор устойчивости экономики

В рамках концепции устойчивой экономики (sustainable economy) тема экологии выходит на первое место. Любой экономический рост должен быть связан с ростом эффективности использования ресурсов, способствовать уменьшению вредного воздействия на окружающую среду, учитывать разные риски, в том числе изменения климата и дефицита многих видов ресурсов, стремиться к соблюдению продовольственной безопасности.

Экологичный бизнес (environmental business), по существу, ищет точку равновесия: как бережно относиться к окружающей среде и ее ресурсам и при этом получать прибыль? Экологическое производство может обойтись дороже. Это, например, связано:

  • с покупкой современного оборудования, учитывающего экостандарты;

  • безопасной упаковкой, позволяющей осуществить рециклинг;

  • использованием натуральных продуктов, компонентов и др.

Кроме того, возникают и дополнительные затраты на маркетинг, ведь клиентам надо объяснить, почему эта продукция «зеленая», и оправдать, возможно, ее более высокую цену.

Компенсируют эти дополнительные затраты предприятия по-разному: путем снижения затрат в других областях, повышения производительности труда, снижения закупочных цен за счет выстраивания отношений с поставщиками, увеличения продаж в связи с притоком клиентов и т. д.

Во многих странах, озабоченных вопросами экологии, даже сформировался целый сектор экономики, получивший название «зеленая», или экологически ориентированная экономика (green economy sector), причем, как отмечают многие источники, этот сектор, в отличие от других, достаточно динамично растет. Так, в одном из отчетов Зеленого союза (Green Alliance) — британского экологического центра — за период с 2008 по 2010 г. был показан рост британской «зеленой» экономики, несмотря на рецессию: в этом секторе было занято больше людей, чем в производстве и продажах двигателей, — 939 600 человек против 518 400. «Зеленый» сектор экономики проявил эластичность перед лицом экономических проблем Великобритании: его товарооборот вырос на 20% в этот период, в то время как размер британского ВВП в целом сокращался. В отчете был также показан огромный объем частных инвестиций в инфраструктурные проекты для снижения углеродного следа, в тот период были выбраны 20 лучших проектов, в которые привлекли 14,5 млрд фунтов стерлингов частных финансовых средств, 7 млрд фунтов стерлингов средств общественных/частных партнерств и только 1,4 млрд фунтов стерлингов государственного финансирования. В общей сложности в эти проекты было вложено 23 млрд1.

Таким образом, экологичный бизнес создает дополнительные рабочие места, не случайно во многих странах (Франция, Германия, Финляндия, США и др.) это способствовало его выделению как сектора экономики.

Что касается российских предприятий, необходимо отметить рост интереса к вопросам экологической безопасности. И это связано не только с ужесточением законодательства (здесь стоит упомянуть Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“»), большим количеством надзорно-контролирующих органов, но и с ростом ответственности — загрязнение окружающей среды касается нас всех. Это проявляется в формировании ассортимента, упаковке, помощи специальным фондам, организации сбора батареек и т. д.

Хочется надеяться, что в России вырастет количество экологически ответственных руководителей предприятий. В любом случае, вопрос экологии — системный. Без поддержки государства, роста экологического сознания граждан (что, в свою очередь, увеличит спрос на «зеленую» продукцию, работы, услуги), участия общественных организаций вряд ли бизнес сможет справиться со всеми проблемами в этой области.

Софья Маликова,редактор отдела экономики предприятийи бизнес-технологий «ЭЖ», к.э.н.

1 Цитата по http://www.earthtimes.org/business/britain-green-economy-success/2197/, а также http://www.green-alliance.org.uk/page_52.php