Можно ли предотвратить глобальный кризис

| статьи | печать
Можно ли предотвратить глобальный кризис

Противоречия в торгово-экономических отношениях между США и Европейским союзом, а также Китаем могут послужить, по оценке бизнес-элиты и политического истеблишмента, «спусковым крючком» нового мирового кризиса. Остановить надвигающуюся лавину кризиса может, по мнению главы МВФ Кристины Лагард, ­скоординированная глобальная программа мер экономической политики.

Односторонний выход Соединенных Штатов из ядерной сделки с Ираном и растущие противоречия в торгово-экономической сфере между Европейским союзом и США, по словам известного финансиста Джорджа Сороса, обязательно окажут негативное влияние на мировую экономику и вызовут другие потрясения, в том числе девальвацию валют развивающихся рынков. «Возможно, мы направляемся к еще одному крупному финансовому кризису», — считает г-н Сорос.

Кроме того, «финансового гуру» беспокоит миграционный кризис в Европе и политика жесткой бюджетной экономии, которые «катапультировали» популистов во властные структуры ЕС, а также запустили процесс его территориальной дезинтеграции, наглядным примером которой является Brexit.

До недавнего времени в основе мирового развития, по словам Президента РФ Владимира Путина на Петербургском международном экономическом форуме, лежали два важнейших, определяющих принципа. Во-первых, это свобода предпринимательства, торговли, инвестиций, зафиксированная в общих правилах, принятых участниками международных отношений. И, во-вторых, устойчивость и предсказуемость этих правил, обеспеченная четкими правовыми механизмами.

«Однако сегодня мы наблюдаем даже не эрозию, я говорю это с сожалением, а фактически подрыв этих основ, — подчеркнул глава государства. — Система многостороннего сотрудничества, которая выстраивалась десятилетиями, вместо естественной, необходимой эволюции ломается, причем грубо. Правилом становится нарушение правил».

Открытость рынков и честная конкуренция, по мнению В. Путина, постепенно вытесняются разного рода изъятиями, ограничениями, санкциями. Термины разные, но суть одна: они стали вполне официальным инструментом торговой политики многих стран. И некоторые государства просто вынуждены к этому приспосабливаться, реагировать, применять зеркальные меры.

В качестве примера президент привел показательный факт.

«Еще недавно практически каждая встреча лидеров стран Большой двадцатки или АТЭС заканчивалась совместным заявлением о невведении новых протекционистских барьеров. — заметил В. Путин. — Эти заявления отчасти носили, конечно, декларативный характер, новые барьеры, к сожалению, возникали. Но сегодня не получается договориться даже о таких символических шагах».

Происходящая эскалация торговых конфликтов, по оценке директора — распорядителя МВФ Кристины Лагард, может создать угрозу для начавшегося подъема мировой экономики, развития глобальной торговли и инвестиций. Проциклическая налогово-бюджетная политика в некоторых странах с чрезмерным дефицитом счета текущих операций, вероятно, приведет к увеличению глобальных дисбалансов, создавая среднесрочные риски.

«Страны должны сотрудничать в области торговли в рамках открытой многосторонней системы на основе общепринятых правил, преодолевать риски, связанные с чрезмерными глобальными дисбалансами, и решать общие проблемы», — отмечает г-жа Лагард в Глобальной программе мер экономической политики директора — распорядителя МВФ.

Глава МВФ пообещала провести тщательную, беспристрастную и откровенную оценку чрезмерных мировых дисбалансов и обменных курсов в «Докладе по внешнеэкономическому сектору 2018 г.» на основе обновленной методологии оценки внешней сбалансированности. Фонд будет продолжать извлекать уроки из сложившегося опыта в связи с позицией организации относительно потоков капитала с тем, чтобы давать рекомендации по ее применению. МВФ намерен укреплять сотрудничество с региональными механизмами финансирования и анализировать проблемы меняющейся глобальной экономики.

В целом, по мнению К. Лагард, существуют предпосылки, чтобы поддержать циклический подъем мировой экономики. Для этого правительства стран должны восстановить пространство для скоординированной экономической политики, повысить устойчивость финансового сектора и провести необходимые структурные реформы своих экономик.