Новые законодательные инициативы: один кнут и один пряник

| статьи | печать

В начале этой недели на рассмотрение Государственной думы внесены два налоговых законопроекта. Целью одного из них является отмена льгот для лиц, использующих серые зарплатные схемы, а другого — решение проблемы с обложением страховыми взносами северной «отпускной» компенсации членам семей работников. Посмотрим, что предлагают депутаты.

Неплательщиков взносов накажем налогами

Законопроект № 470439-7 «О внесении изменений в часть 1 Налогового кодекса Российской Федерации» затрагивает ст. 56 НК РФ, которая регулирует порядок установления и использования льгот по налогам и сборам.

Предлагается дополнить эту статью п. 4. Согласно ему льготы по налогам и сборам, установленные Кодексом, не должны применяться в течение срока, равного календарному году, в случае если в отношении налогоплательщика и плательщика сборов установлен факт уклонения от полноценной уплаты страховых взносов в отношении более чем 10% от общего числа нанятых им работников или более чем ста работников.

Течение срока, равного календарному году, согласно законопроекту должно устанавливаться с момента вступления в законную силу решения уполномоченного государственного органа об установлении факта неуплаты налогоплательщиком и плательщиком сборов страховых взносов.

В отношении субъектов малого предпринимательства данная норма применяться не будет.

Разработчик законопроекта считает разумным и справедливым отменить налоговые льготы в отношении бизнеса, привлекающего неофициальный труд либо прибегающего к серым зарплатным схемам. Согласно пояснительной записке к законопроекту принятие этих поправок будет способствовать легализации труда и повышению доходной части как бюджетов субъектов РФ, так и внебюджетных фондов, а также полноценной реализации права на пенсионное обеспечение.

Отметим, что Правительство РФ в апреле дало отрицательное заключение на этот законопроект. В нем указано, что законопроектом предлагается решить вопрос об ответственности плательщиков страховых взносов за уклонение от уплаты взносов, что не является предметом регулирования ст. 56 НК РФ. Кроме того, обращается внимание на использование в законопроекте ряда терминов, в частности, таких как «полноценная уплата страховых взносов» и «общее число нанятых им работников», не предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Льгота по оплате проезда членам семей северян

Законопроект № 471790-7 «О внесении изменения в статью 422 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предполагает корректировку подп. 7 п. 1 ст. 422 НК РФ.

Напомним, что этой нормой освобождаются от обложения страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

Что касается освобождения от взносов оплаты проезда членам семьи работника, то решение этого вопроса, по мнению Минфина и ФНС России, зависит от того, кому производится выплата — непосредственно родственникам или самому работнику.

Выплата выплате рознь

В письмах от 12.04.2018 № 03-15-08/24289, от 10.04.2018 № 03-15-05/23484, от 19.03.2018 № 03-15-06/16814   и от 22.11.2017 № 03-15-07/774881 финансисты разъяснили следующее.

В случае если организация производит оплату расходов на проезд члену семьи работника (то есть перечисляет денежные средства организации, осуществляющей продажу проездных билетов), то на основании п. 1 ст. 420 НК РФ данная выплата не признается объектом обложения страховыми взносами, поскольку оплата производится за физическое лицо, которое не состоит в трудовых отношениях с организацией.

Если же компенсация расходов на проезд членов семьи выплачивается непосредственно самому работнику, она признается выплатой, производимой в рамках трудовых отношений. И поскольку такая компенсация не поименована в перечне не подлежащих обложению страховыми взносами выплат, приведенном в подп. 7 п. 1 ст. 422 НК РФ, она облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании положений ст. 420 и 422 НК РФ.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 07.12.2017 № ГД-4-11/24898@.

Погрешности фискального подхода

Разработчики рассматриваемого законопроекта отмечают, что такая позиция налоговиков предполагает различный подход к начислению страховых взносов на абсолютно одинаковые по существу компенсационные выплаты, отнесенные федеральным законодательством к числу гарантий, предоставляемых работникам в районах Крайнего Севера. При этом компенсация проезда работнику или компенсация проезда членам его семьи, по существу, предоставляется самому работнику и является единой формой компенсационных выплат, не являющихся доходом работника.

Данная двойственность в подходе к налогообложению компенсационных выплат северянам, по мнению разработчиков, приведет к значительным необоснованным дополнительным расходам как бюджетов всех уровней, так и организаций.

В связи с этим предлагается внести поправки в подп. 7 п. 1 ст. 422 НК РФ, освободив от обложения взносами стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работников и обратно неработающих членов их семей (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником), оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Из истории вопроса

Напомним, что в период действия Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) проблем со взносами с компенсаций в пользу родственников северян не возникало.

До 2015 г. в п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ содержалась норма, прямо освобождающая от обложения взносами стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно. Затем Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ в эту норму была внесена уточняющая поправка, согласно которой положения о членах семьи работников были исключены. Объяснялось это тем, что выплаты в пользу членов семей и так не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, независимо от положений ст. 9 (письмо Минтруда России от 23.07.2015 № 17-4/В-370).

В письмах от 25.11.2015 № 17-4/В-573, от 01.10.2015 № 17-4/В-486 Минтруд разъяснял, что, поскольку члены семей работников не состоят в трудовых отношениях с организацией, суммы компенсации стоимости проезда и провоза багажа неработающих членов семей работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска и обратно не признаются объектом обложения страховыми взносами.

Итак, то, что было очевидным для Минтруда в период действия Закона № 212-ФЗ, стало абсолютно неочевидным для Минфина и ФНС России после вступления в силу главы 34 «Страховые взносы» НК РФ.

Видимо, без поправок нормы подп. 7 п. 1 ст. 422 НК РФ действительно не обойтись.

1 Письмо Минфина России от 22.11.2017 № 03-15-07/77488 направлено для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 05.12.2017 № ГД-4-11/24606@.