Производители пластиковой упаковки теряют косметический рынок

| статьи | печать

С 2015 г. потребление пластиковой упаковки в РФ в сегменте косметических средств снизилось на 7,5%. Падение спроса на пластиковую упаковку обусловлено в первую очередь снижением производства косметических средств в России в ключевых сегментах потребления. Чтобы избежать серьезного провала, производители должны подстраиваться под меняющиеся требования потребителей. Сегодня помимо основной функции верхняя оболочка также должна обеспечить производителю узнаваемость и защиту бренда, уменьшить растущее число контрафакта, «продать» товар и быть eco-friendly.

О динамике и тенденциях развития рынка его участники и эксперты говорили на 13-й Международной конференции «Полимеры в упаковке и парфюмерно-косметической индустрии 2018», организатором которой выступила компания INVENTRA (в составе группы CREON).

«Сегмент упаковки для парфюмерии и косметики заслуживает отдельного внимания, ведь именно в нем упаковка — своего рода канал коммуникации с покупателем, где важность ее внешнего вида и качества трудно переоценить. Форма, качество печати, оформление, конструкция — главные составляющие», — отметил генеральный директор INVENTRA Рафаэль Григорян перед началом специального заседания конференции, посвященного данному сегменту.

Заседание открыл аналитик компании INVENTRA Вячеслав Гущин, сообщив, что в 2017 г. в России было произведено около 2,4 млрд единиц различных видов косметики: 26% в структуре производства занимают средства по уходу за волосами, 14 и 12% — средства для гигиены полости рта и дезодоранты соответственно. Оставшиеся проценты распределились между кремами по уходу за кожей и другой косметической продукцией.

С 2015 г. потребление пластиковой упаковки в РФ в сегменте косметических средств снизилось на 7,5%, и в 2017 г. оценивается в 35 тыс. т, что составляет приблизительно 1980 млрд единиц различных флаконов, туб и других видов упаковки. Падение спроса на пластиковую упаковку обусловлено в первую очередь снижением производства косметических средств в России в ключевых сегментах потребления: с 2015 по 2017 гг. на 12% снижается выпуск шампуней, за этот же период на 49% — выпуск средств по уходу за лицом и на 17% — выпуск средств по уходу за телом. Также эксперт отметил, что основной полимер, используемый в упаковке косметики, — полиэтилен.

Доля импорта в потреблении в минувшем году составила 42%, в физическом выражении этот показатель вырос с 13.4 тыс. т в 2016 г. до 14.4 тыс. т в 2017 г. Спрос падает именно на пластиковую упаковку, произведенную в России. Основной поставщик пластиковой упаковки для косметики — Беларусь, в 2017 г. ее доля в структуре импорта составила 48%.

Крупнейшие регионы — производители косметических средств в России — Московская и Свердловская области, Москва и Санкт-Петербург, где в 2017 г. было произведено 59% всей косметики.

По оценке компании Nielsen, в 2017 г. совокупный рост сегмента бытовой химии и товаров для гигиены в России составил 2,6%, при этом категории, входящие в него, показали рост в денежном выражении: рынок мыла — на 1%, рынок средств по уходу за кожей — на 4,1%, средств по уходу за волосами — на 4,7%, такую информацию сообщил директор по закупкам компании «Конфлекс СПБ» Алексей Стадник.

Исполнительный директор компании «Зеленая дубрава» Валентина Федорцова от имени потребителей обозначила важную проблему: «Мы, как и многие потребители, столкнулись с проблемой невозможности поиска производителя, который бы делал работу „под ключ“, совершая весь цикл упаковочных процессов. Вторая проблема — малое количество производителей упаковки, которые регистрируют ее как упаковку для медицинской продукции, потому что это длительный и сложный процесс». Производитель компании подчеркнул, что производителям медизделий, сложно регистрировать свою продукцию в упаковке для косметики и парфюмерии

Директор по развитию производства Московской косметической фабрики «Рассвет» Елена Чайкова рассказала о видении ситуации глазами их компании. Например, основные импортеры упаковки тубного производства, которую они используют, — Украина и Беларусь, их цена на данный момент ниже российской. «При выборе продукции мы солидарны с критериями, озвученными компанией „Морозко“: цена, качество и сроки», — резюмировала г-жа Чайкова.

Генеральный директор «Инкосметик» Игорь Чистяков поддержал коллег по поводу цен и возможностей производителей. И отметил, что Беларусь всегда была лидирующей по инновациям, таким как шелкография, тиснение на полиэтиленовых флаконах и др., а в России, на данный момент, есть только один производитель, наносящий шелкографию на полиэтиленовые флаконы — «Космопак», объемы производства которого пока что малы по сравнению с импортом.

Алексей Стадник в продолжение разговора попросил коллег учитывать один важный момент: многие белорусские предприятия получают деньги от государства и технологии от международных компаний. А отечественные — развиваются на деньги собственных акционеров, единственный пример положительного государственно-частного партнерства — компания «Данафлекс-НАНО», ставшая лидером отрасли гибкой упаковки.

Ежегодные темпы роста производства косметических средств в РФ

Год

%

2011

10,3

2012

4,7

2013

7,8

2014

4,6

2015

21,0

2016

6,2

2017

3,4

Источник: INVENTRA