Трудовая инспекция запланировала проверку: как готовиться компании, чтобы пройти ее без штрафов?

| статьи | печать

С принятием постановления Правительства РФ от 16.02.2017 № 197 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» государственная инспекция труда перешла на риск-ориентированный подход к проведению проверок соблюдения работодателями требований трудового законодательства. А с 4 февраля 2018 г. заработали новые правила проверки работодателей — их утвердил Роструд приказом от от 10.11.2017 № 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Теперь плановые проверки всех работодателей трудовая инспекция будет проводить с учетом присвоенной им категории риска, а также руководствуясь вопросами, включенными в утвержденные Рострудом проверочные листы. О нюансах, которые необходимо учитывать работодателям, готовясь к проверке по новым правилам, а также о возможностях для самоконтроля за соблюдением трудового законодательства читайте в материале.

Согласно отчету о работе государственной инспекции труда (далее — ГИТ) за 1-е полугодие 2017 г. в Санкт-Петербурге, к примеру, было выявлено более 30 000 нарушений трудового законодательства, а общая сумма наложенных административных штрафов составила около 88 млн руб. (отчет доступен по ссылке: https://git78.rostrud.ru/osnov/otchet_o_rabote_git/2017_god_17/). И в большинстве случаев этих штрафов можно было бы избежать. Тем более что сейчас подготовиться к проверке достаточно просто, ведь вопросы, которые задаст инспектор, известны заранее.

Рассмотрим, как работодатель может пройти проверку ГИТ в 2018 г. и избежать штрафов.

Новый подход к проверкам

В июне 2015 г. Правительство РФ утвердило Концепцию повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015—2020 гг. (распоряжение Правительства РФ от 05.06.2015 № 1028-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015—2020 гг.)»).

Концепция была разработана для комплексного решения проблем в сфере обеспечения трудового законодательства. Нужно было менять модель контрольно-надзорной деятельности, так как отсутствовали формализованные перечни критериев и стандартов проверки. Существовала неопределенность надзора для работников и работодателей, отмечалась недостаточная мотивация работодателей к соблюдению законов, неприменение инспекторами ГИТ мер предупредительного и профилактического характера.

Основная идея концепции состояла в том, чтобы отойти от действующей модели санкций, при которой контроль направлен на выявление уже совершенного нарушения и на наказание, внедрив модель соответствия, ориентированную на профилактику и предупреждение нарушений, обеспечение определенности и прозрачности надзора. Решили, что работодателю нужно дать возможность провести проверку соблюдения требований трудового законодательства самостоятельно.

Пожалуй, наиболее значимыми результатами утверждения концепции стало то, что работодатели получили два эффективных инструмента самоконтроля:

  • проверочные листы;

  • электронный сервис «Онлайнинспекция.РФ» (доступен по ссылке: https://онлайнинспекция.рф/).

Проверочные листы

Когда инспектор ГИТ проводит плановую проверку работодателя, он должен использовать проверочные листы. Именно содержащимися в них контрольными вопросами ограничен предмет такой проверки. На данный момент утверждено 107 форм проверочных листов (см. приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (зарегистрирован в Минюсте России 22.01.2018 № 49720)).

С 1 января 2018 г. проверочные листы применяются при проведении плановых проверок работодателей, относящихся к категории умеренного риска. При этом категория риска рассчитывается по определенной формуле, зависит от добросовестного поведения работодателя, отсутствия нарушений, потенциального вреда, масштаба возможных негативных последствий нарушения (см. подробнее в материале «Риск-ориентированный подход: как часто компания будет встречаться с проверками трудовой инспекции с 2018 г.?», «ЭЖ», 2017, № 34). А с 1 июля 2018 г. проверочные листы будут использоваться при проведении плановых проверок всех работодателей (см. п. 2 постановления Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»).

Так что любой работодатель должен проверить себя по проверочным листам, если хочет пройти проверку ГИТ без штрафов.

Форма проверочного листа представляет собой таблицу со следующими столбцами:

  • вопросы, отражающие содержание обязательных требований;

  • реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования;

  • ответы на вопросы (можно выбрать из трех вариантов: «да»; «нет»; «не относится»).

Как видим, все достаточно прозрачно и просто. Каждый проверочный лист содержит вопросы, относящиеся к определенной теме.

Если говорить о соблюдении общеобязательных требований трудового законодательства, актуальных для большинства работодателей, то можно выделить по темам следующие основные группы проверочных листов (ниже перечислены их номера):

  • заключение/изменение/прекращение трудового договора (№ 1, 3, 4, 14);

  • содержание трудового договора (№ 2);

  • режим работы, продолжительность и учет рабочего времени (№ 5, 13, 19, 32);

  • время отдыха (№ 6, 15, 16);

  • оплата труда, удержания из заработной платы (№ 7, 17);

  • охрана труда, специальная оценка условий труда, средства индивидуальной защиты (№ 18, 20, 21, 22, 27, 28, 30—37);

  • проведение медицинских осмотров, медицинское обеспечение работников (№ 27, 33);

  • предотвращение аварийных ситуаций, сохранение жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций (№ 100);

  • регулирование трудовых отношений с отдельными категориями работников (№ 8—12).

Проверочные листы № 23—25, 29, 38—99, 101—106 содержат вопросы, касающиеся охраны труда при выполнении некоторых видов работ (в основном в сфере строительства), лист № 107 посвящен гарантиям медицинских работников. Иными словами, на соответствие по этим листам нужно проверять, только если работники компании выполняют определенные работы. Большинству работодателей данные листы не понадобятся.

Следует отметить, что к настоящему времени был также разработан проект приказа Роструда о введении 28 новых проверочных листов (проект приказа Роструда «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по труду и занятости от 11 ноября 2017 года № 655» опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 01/02/03-18/00079395). В них затрагиваются вопросы оформления материальной ответственности, соблюдения гарантий некоторых категорий работников, порядка организации профессионального образования и обучения, повышения квалификации, заключения ученических договоров, иные вопросы.

С полным и актуальным перечнем проверочных листов можно ознакомиться на официальном сайте Роструда (доступен по ссылке: www.rostrud.ru в разделе «Деятельность»).

Проверка внутренних документов компании

Прежде всего на соответствие требованиям трудового законодательства с учетом вопросов, содержащихся в проверочных листах, необходимо проверить локальные нормативные акты компании.

Во-первых, нужно изучить правила внутреннего трудового распорядка (если они отсутствуют, их необходимо разработать). Напомним, что в них должны быть регламентированы положения, указанные в ч. 4 ст. 189 ТК РФ:

  • порядок приема и увольнения работников;

  • основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора;

  • режим работы;

  • время отдыха;

  • меры поощрения и взыскания;

  • иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (порядок ведения суммированного учета рабочего времени, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день, дни выплаты заработной платы).

Во-вторых, следует проверить локальные нормативные акты о системе оплаты труда. Они должны быть приняты работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии). В них должны быть регламентированы положения:

  • о размерах тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера (не следует занижать предусмотренные законом размеры выплат за работу в условиях, отличающихся от нормальных);

  • системы доплат и надбавок стимулирующего характера, системы премирования (не нужно включать положения о лишении премии).

При приеме на работу работник должен быть обязательно ознакомлен под подпись со всеми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его деятельностью.

В-третьих, понадобится проверить кадровые документы общего характера, такие как:

  • штатное расписание;

  • график отпусков;

  • табель учета рабочего времени;

  • приказ о назначении лица, ответственного за ведение и составление табеля учета рабочего времени;

  • графики сменности (при наличии сменной работы).

В-четвертых, понадобится проверить кадровые документы по отдельным работникам, такие как:

  • трудовые договоры (особенно на предмет наличия обязательных условий);

  • личные карточки;

  • кадровые приказы (в частности, содержание приказов о приеме на работу должно соответствовать условиям заключенных трудовых договоров).

В-пятых, работодатель должен изучить документы, связанные с заработной платой. Основное, на что будут обращать внимание инспекторы:

  • письменное извещение каждого работника о составных частях заработной платы и размерах иных сумм, начисленных работнику, об удержаниях;

  • наличие утвержденной приказом работодателя формы расчетного листка.

Очевидно, что не должно быть задолженности перед работниками по заработной плате, заработная плата должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца. Работодатель должен оплачивать сверхурочную работу, работу в выходные или нерабочие праздничные дни.

В-шестых, очень большой блок проверочных листов уделен вопросам охраны труда и охране здоровья работников, поэтому все материалы в этих сферах необходимо тщательно проверить. У работодателя должны быть документы, подтверждающие проведение специальной оценки условий труда, прохождение работниками медицинских осмотров, инструктажей, обучения и проверку знаний по охране труда. Должны быть разработаны инструкции по охране труда для работников, работникам должны выдаваться средства индивидуальной защиты.

Принять к сведению

Электронный сервис

Еще одним инструментом, который поможет работодателю избежать штрафов при проверке ГИТ, является электронный сервис «Онлайн­инспекция.РФ». На сайте https://онлайнинспекция.рф/ можно не только ознакомиться с основными требованиями трудового законодательства, но и пройти виртуальную самопроверку, взглянув на документы глазами инспектора ГИТ, в результате которой компания может получить заключение об отсутствии или наличии нарушений. Кроме того, на данном сайте размещено много инструкций, шаблонов и образцов документов, которые помогут привести документацию общества в соответствие с трудовым законодательством.

С учетом активно внедряемой модели соответствия, а также нацеленности проверяющих на профилактику нарушений настоятельно рекомендуем пользоваться теми инструментами самопроверки, что продвигает сейчас Роструд, так как гораздо проще предотвратить наложение штрафов, чем потом их оспорить.