Без мотивации местной власти малое предпринимательство не поднять

| статьи | печать

Малый бизнес не в чести ни у муниципалитетов с их скудными возможностями, ни у банков, неохотно кредитующих малые и средние компании и отказывающих в ссуде микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям.

Инертность местных властей объяснима их финансовыми невозможностями — у них нет денег на поддержку предпринимательства, кредитные же организации, по свидетельству рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), теряют интерес к малому и среднему бизнесу (МСБ), о чем было заявлено на прошедшей недавно конференции «Финансы растущему бизнесу».

Доступ МСБ к кредитам ограничен из-за взаимного недоверия между поставщиками сервисов и потребителями

Большинство опрошенных RAEX банков (57%) остаются консервативными в своих подходах к оценке заемщиков, а еще почти треть (29%) ужесточили или планируют ужесточить требования к субъектам МСБ. Портфель кредитов МСБ (без учета 600 000 компаний, выведенных ФАС России из реестра субъектов МСБ в августе 2017 г.) сокращается четвертый год подряд (подробно в «ЭЖ» № 13, с. 21).

По данным ЦБ, доля малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле российских банков составляла в прошлом году 14,8%.

В Ассоциации российских банков (АРБ) основные ограничения доступа малого бизнеса к финансовым услугам связывают с:

  • особенностями субъектов МСБ;

  • инфраструктурой предоставления им финансовых услуг;

  • нормами, регулирующими кредитование малого бизнеса.

Так, недостаточная информативность отчетности субъектов МСБ, применяющих упрощенную систему налогообложения и ЕНВД, усложняет оценку их кредитоспособности. К примеру, в 2017 г. около 11% субъектов МСБ имели займы, оформленные на… физических лиц.

Заметим, что получается что-то, похожее на детскую игру в прятки. Непонятно только, кто прячется — заемщик от кредитора или наоборот.

Отмеченный в 2017 г. экспертами рост банковского кредитования МСБ с учетом прошлогоднего обновления ФАС России реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в АРБ оценили как некоторую надежду на улучшение ситуации в целом при недоразвитости других источников — микрофинансирования, лизинга, факторинга. По сведениям RAEX, только 1,2% субъектов МСБ взяли в прошлом году займы в микрофинансовых организациях (МФО). Из 2295 таких организаций лишь 233 в 2017 г. относились к МФО предпринимательского финансирования. Услугами лизинговых компаний воспользовались 9,2% субъектов МСБ, еще 2% использовали лизинг кредитных организаций. Доля МСБ в факторинге составляет менее 6% этого сегмента финансового рынка.

Заместитель директора по взаимодействию с государственными органами АРБ Игорь Логинов отмечает несоответствие ключевых показателей эффективности (KPI) Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. (распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р) с конечными целями документа. По его мнению, если долю МСБ в ВВП страны намечается удвоить, то и доступность банковских кредитов должна возрасти, но Стратегия-2030 ориентирует банки на 23% доли МСБ от всех кредитов юридическим лицам. Это меньше показателей предыдущих лет! В 2010 г. было 23,74%, в 2013 г. — 23,2. В промежутке между ними — 22,53% в 2011 г. и 22,95 — в 2012 г. В 2014 г. произошел спад до 18,4%. В прошлом году, как уже упоминалось, этот показатель был меньше 15%. Таким образом, фактический прирост доли банковских кредитов МСБ в сравнении с началом десятилетия проваливается в минус.

Эксперт обратил внимание аудитории еще на один KPI — долю занятых в МСБ в общей численности работающего населения. В 2016 г. он равнялся 25,6%, а в 2030 г. должен составить 35%. Возникает вопрос, как рост числа работающих в МСБ на 10 п.п. обеспечит двойное прибавление доли МСБ в ВВП страны. Свое выступление И. Логинов резюмировал изречением мультяшного капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет».

По заключению экспертов РАНХиГС при Президенте РФ и ИЭП имени Е. Гайдара, изложенному в апрельском мониторинге экономической ситуации в стране, высокая инертность предпринимательской активности, уровень которой определяется ситуацией в предыдущих периодах, свидетельствует о важности проведения последовательной и предсказуемой политики по развитию предпринимательства в регионах России.

Муниципалитеты не способны помогать местному бизнесу без финансовой подпитки из федерального и региональных бюджетов

Реальные рычаги влияния на процессы в сфере малого и среднего предпринимательства имеют органы местного самоуправления, считает первый заместитель главы администрации Тамбовской области Александр Ганов. Наблюдаемый в регионе третий год подряд рост числа субъектов МСБ, особенно увеличение в них рабочих мест, он назвал показателем работы муниципальных образований. Они обеспечили доступ к рынкам местных предпринимателей. Оживлению сферы МСБ способствуют также открытый недавно в Тамбове Центр оказания помощи МСБ «Геометрия бизнеса», областная корпорация «Развитие», Центр поддержки экспорта, микрофинансовые организации и другие структуры. На очереди приобщение сферы МСБ к лизинговому рынку по опыту Башкортостана и Татарстана. С этой целью подписан партнерский договор с Татарстаном.

На другом краю страны, в Республике Саха (Якутия) предпринимателей тревожит недоступность банковских кредитов. В регион не идут топовые банки. Так, Сбербанк выдал лишь три кредита северным субъектам МСБ, а ВТБ заключил два кредитных договора. Северяне оформляют ссуды в Регионбанке и Азиатско-Тихоокеанском банке, берут микрозаймы в республиканском Фонде развития предпринимательства. Но фонд сам недокапитализирован, а в крупных банках ему прямо говорят: вы нам неинтересны.

Программы федеральной корпорации МСП и финансовые инструменты МСП-банка тоже не распространены в регионе, нет доступа даже к программе льготного кредитования «6,5%». Не развиты в республике дистанционные технологии.

Тем не менее в регионе с населением 960 000 человек функционирует 55 560 субъектов МСБ с очень специфической структурой: 73,3% из них — индивидуальные предприниматели, 26,5% — малые фирмы и 0,2% — средние предприятия. По информации генерального директора фонда Татьяны Коломыциной, больше всего получателей микрозаймов от фонда сосредоточено в региональной столице, но не в 35 муниципальных образованиях.

Иные заботы в Московской области. С 2016 г. поддержка субъектов МСБ по муниципальным программам осуществляется без софинансирования из федерального бюджета. Это уменьшило объем финансовой помощи с 133,1 млн до 115 млн руб. Но качество малого и среднего предпринимательства не пострадало, что видно по таблице. Областной фонд микрофинансирования увеличил портфель займов с 113 млн в 2015 г. до 278 млн руб. — в прошлом году. Региональный гарантийный фонд будет докапитализирован в этом году на 60 млн руб. и предоставит субъектам МСБ поручительств на 700 млн руб., что позволит привлечь 1,5 млрд руб. кредитных средств.

ГКУ «Московский областной центр поддержки предпринимательства» организовал прием заявок от предпринимателей через 105 МФЦ и на 17,5% увеличил число заявок от субъектов МСБ. Фонд поддержки внешнеэкономической деятельности оказал в 2017 г. господдержку 840 субъектам МСБ и провел почти полторы тысячи консультаций, и за год предприниматели Подмосковья заключили 130 экспортных контрактов.

Представители регионов, не сговариваясь, говорят о необходимости стимулирования муниципалитетов на поддержку предпринимательства. Помощь нужна главным образом в сфере имущественных и финансовых отношений. Среди других мер названы назревшие изменения в налогообложении и повышение доступности кредитных ресурсов.

Возможно, мотивация местной власти в развитии бизнеса на своей территории убавит поток упреков с высоких трибун в радении «своему человечку», «своим фирмешкам». Но если банковское сообщество способно радеть перед госвластью за свою выгоду при работе со сферой МСБ, то муниципальное сообщество уповает на милость государства, снося обвинения и пряча глаза от местного населения.

Динамика развития малого и среднего предпринимательства в Московской области в 2015—2017 гг.

Показатель

2015

2016

2017

Количество субъектов МСП, ед.

286 603

297 342

319 378

Доля оборота субъектов МСП в общем обороте организаций области, %

27,3

28,4

28,7

Доля численности работников субъектов МСП в среднесписочной численности всех организаций области,%

37,7

39,1

39,5

Доля обрабатывающей промышленности в общем обороте субъектов МСП, %

18,1

20,8

21,0

Источник: Правительство Московской области