Креативная индустрия как драйвер роста

| статьи | печать

Во многих странах креативная индустрия — дизайн, урбанистика, декоративно-прикладное искусство, арт-центры — демонстрирует прирост порядка 15%, отмечали участники Красноярского экономического форума. В России динамика этого сектора скромнее, но в туристических центрах достигает 5%. Для продвижения креативного бизнеса необходимо создавать творческую среду: выделять исторические здания, многие из которых сейчас в запустении, формировать общее информационное поле и развивать учебные центры.

Сегодня в понятие «креативная индустрия» входят дизайн, архитектура, визуальное искусство, литература, театр, fashion, компьютерные игры и др. В ее основе традиционно находятся уникальные проекты, реализация которых не связана с добычей природных ископаемых или получением административной ренты, а требует творческого потенциала их участников.

Креативный сектор во многих государствах является, по оценке руководителя консорциума независимых учебных заведений (Британской высшей школы дизайна, Scream School, Московской школы кино, Архитектурной школы МАРШ) Екатерины Черкес-Заде, настоящим локомотивом экономического роста.

«Мировая экономика способствует развитию креативной индустрии, ее капитализация огромная. В отдельных странах она является настоящим драйвером экономики, — уверена Е. Черкес-Заде. — В России в креативной индустрии с нуля построена компьютерная графика. К примеру, проект „Сталинград“ выполнен полностью нашими специалистами. Зачастую креативная индустрия рождается как андеграунд, а по мере роста уходит в мейнстрим. Такие гиганты, как Google, Youtube, „Яндекс“, Mail, используют креативные подходы в ежедневной работе — горизонтальную систему управления, открытые пространства и т.д.».

Для продвижения креативного бизнеса, по словам директора по региональному развитию дизайн-завода «Флакон» Михаила Егошина, необходимо формирование творческой среды. Здесь очень востребована ревитализация старых исторических зданий, многие их которых сейчас стоят в запустении. «Только в одной Москве 2,5 млн квадратных километров пустующих и никем не занятых площадей, — отметил М. Егошин. — Во всех городах страны бывшие заводы простаивают и приносят убыток собственникам. Их можно преобразить так, что они станут точкой притяжения для творческой среды города, региона».

В качестве примера топ-менеджер дизайн-завода «Флакон» привел арт-центр «Каменки» в Красноярске. «Сегодня все жители города знают и многие используют открытое культурное пространство „Каменка“, — подчеркнул М. Егошин. — Жителям Красноярска несказанно повезло, что появилась „Каменка“. Помню, как к нам приезжал Александр Викторович Усс и спрашивал, точно ли мы справимся. Мы не просто справились, мы сейчас входим в повестку экономического форума. Я встречаю молодых людей, для которых „Каменка“ — образец. Креативные предприниматели хотят сделать так же в своих городах, и мы им в этом помогаем».

Вместе с тем нужно помнить, что креативная индустрия — это реальный сектор экономики, поэтому тут необходим современный бизнес-подход в сочетании с творческим началом. «За ближайшие пять лет мы сможем „расшарить“ нашу компетенцию, — прогнозирует руководитель дизайн-завода „Флакон“. — Мы ставим своей целью предоставить возможность молодежи зарабатывать, мы откроем около 50 маленьких „флакончиков“ по всей стране».

Творческую идею создания интернет-реестра объектов недвижимости для креативного бизнеса предложил представитель Высшей школы менеджмента из Санкт-Петербурга Даниил Смелков. «Задача такого проекта — облегчить поиск площадок под креативные пространства и связать собственников помещений напрямую с креативными предпринимателями, снизить их затраты на аренду, — пояснил автор. — Реализация этого проекта поможет создавать ежегодно более 50 новых креативных пространств по всей России, которые будут выживать и оставаться стабильными на таком волатильном рынке».

Еще одним стимулом для развития креативного сектора, по словам сооснователя группы компаний «Крем», которая занимается производством медиаконтента, Максима Малыгина, может стать единый коммуникационный портал для творческой индустрии, включающий всю информацию для начинающих предпринимателей. «Наша цель — создать единую коммуникационную точку входа для креативных бизнесменов», — отметил г-н Малыгин.

Значимую роль в становлении креативной индустрии играет образование. В России каждый пятый ребенок оканчивает художественную школу, а каждый десятый — музыкальную. Таких показателей практически нет нигде в мире, творческий потенциал населения огромен. Впоследствии россияне имеют возможность продолжить творческое образование в специализированных учебных заведениях, некоторые из которых уже работают в нашей стране.

«Все коллеги, которые создали свой креативный бизнес в России, а сейчас продаются за рубежом, свидетельствуют, что у нас отличная „дешевая“ среда для создания продуктов, — прокомментировала сложившуюся ситуацию Е. Черкес-Заде. — Сегодня важно правильно упаковать продукт, чтобы его можно было продавать за рубеж через различные платформы».