Коротко о важном («ЭЖ Вопрос-ответ», № 4, 2018 г.)

| статьи | печать

Дифференцированные ставки ЕСХН

В настоящее время установлена единая ставка ЕСХН для всех налогоплательщиков в размере 6% (п. 1 ст. 346.8 НК РФ). Региональными законами она может быть уменьшена только для сельхозпроизводителей Крыма и Севастополя. Это предусмотрено действующей редакцией п. 2 ст. 346.8 НК РФ.

Со следующего года будет применяться новая редакция данной нормы. В соответствии с ней законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6% для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости:

— от видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг, указанных в ст. 346.2 НК РФ;

— размера доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг, перечисленных в ст. 346.2 НК РФ;

— места ведения предпринимательской деятельности;

— средней численности работников.

(Федеральный закон от 07.03.2018 № 51-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступает в силу с 1 января 2019 г.)

Расширен перечень валютных операций между резидентами

Внесены поправки в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Установленный ч. 1 ст. 9 перечень валютных операций, разрешенных между резидентами, дополнен, в частности, операциями:

— по выплате физическим лицам — резидентам заработной платы и иных выплат в иностранной валюте за пределами территории РФ по заключенным ими с юридическими лицами — резидентами трудовым договорам, предусматривающим исполнение такими физическими лицами — резидентами своих трудовых обязанностей за пределами территории РФ;

— по переводу должностного оклада (денежного содержания, денежного довольствия, заработной платы и иных сумм) в иностранной валюте на открытые в уполномоченных банках на территории РФ счета физических лиц — резидентов, являющихся, в частности, сотрудниками диппредставительств, консульских учреждений РФ, иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, согласно заключенным с ними служебным контрактам, трудовым договорам.

(Федеральный закон от 07.03.2018 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“»)

Льготы по госпошлине

Внесены дополнения в п. 1 ст. 333.35 «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Согласно им некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, освобождаются от уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций.

Льгота применяется по 31 декабря 2019 г. включительно.

(Федеральный закон от 07.03.2018 № 50-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступил в силу с 7 марта 2018 г.)

Поправки в закон о лотереях

Статья 6.1 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» дополнена ч. 5. В новой части содержится запрет на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди лиц, не достигших возраста 18 лет, а также выплату, передачу или предоставление выигрышей указанным лицам.

Установлено, в каких случаях участник лотереи обязан подтверждать достижение им возраста 18 лет и когда проводится идентификация участника в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

(Федеральный закон от 07.03.2018 № 52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6.1 и 20 Федерального закона „О лотереях“», вступает в силу с 4 апреля 2018 г.)

О категориях риска при осуществлении госконтроля за соблюдением антимонопольного законодательства

Правительством утверждены:

— критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска при осуществлении госконтроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ;

— периодичность проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска;

— распределение хозяйствующих субъектов по категориям риска в зависимости от вида деятельности и объема выручки.

Установлено, что отнесение деятельности хозяйствующих субъектов к определенной категории риска осуществляется с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований антимонопольного законодательства РФ, оценки вероятности их несоблюдения, а также масштаба экономической деятельности и социально-экономической значимости отрасли (сферы) экономики, в которой осуществляется экономическая деятельность.

Снижение категории риска осуществляется при наличии в совокупности следующих условий:

— отсутствие в течение трех лет на день принятия решения о присвоении (изменении) категории риска вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения по ст. 14.31—14.33, 14.40, 14.41, ч. 2.1—2.3, 2.5 и 2.6 ст. 19.5 и ст. 19.8 КоАП РФ;

— функционирование у хозяйствующего субъекта в течение не менее одного года на день принятия решения о присвоении (изменении) категории риска системы мер, направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства, предусмотренной внутренним актом хозяйствующего субъекта.

(Постановление Правительства РФ от 01.03.2018 № 213 «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации»)

Как стать участником tax free

Утверждены форма заявления о включении организации розничной торговли в перечень организаций, участвующих в системе tax free, и порядок рассмотрения такого заявления.

Порядок определяет процедуру рассмотрения заявления, а также правила исключения организаций розничной торговли из перечня участников системы tax free.

Установлено, в частности, что для включения в перечень организация розничной торговли — плательщик НДС представляет в Минпромторг:

— заявление о включении в перечень, оформленное на бланке организации розничной торговли, по утвержденной форме;

— справку налогового органа, подтверждающую отсутствие на первое число месяца подачи заявления неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

Причинами для отказа во включении в перечень могут быть:

— отсутствие справки налогового органа;

— несоответствие заявления утвержденной форме;

— несоответствие организации розничной торговли критериям отбора организаций розничной торговли, определяемым Правительством РФ в соответствии с абз. 4 п. 5 ст. 169.1 НК РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.2018 № 105).

(Приказ Минпромторга России от 12.02.2018 № 416 «Об утверждении порядка рассмотрения заявления о включении организации розничной торговли в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом пункта 5 статьи 169.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка исключения организации розничной торговли из указанного перечня и формы заявления о включении в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом пункта 5 статьи 169.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», зарегистрирован в Минюсте России 12.03.2018 № 50293)

Порядок проставления таможенной отметки в рамках системы tax free

Согласно п. 4 ст. 169.1 НК РФ одним из документов, подтверждающих право физического лица — гражданина иностранного государства на компенсацию суммы НДС, является документ (чек), выдаваемый ему организацией розничной торговли, с отметкой таможенного органа РФ, подтверждающей факт вывоза товаров с территории Россйиской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. При этом установлено, что порядок проставления отметки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

ФТС России утвердила такой порядок. Им установлено, что проставление отметки таможенного органа, подтверждающей вывоз товаров с территории РФ за пределы таможенной территории ЕАЭС, производится путем проставления оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа.

Отметка проставляется при условии:

— соблюдения иностранным гражданином срока, указанного в п. 9 ст. 169.1 НК РФ;

— предъявления им таможенному органу вывозимых товаров и документа (чека) с прикрепленными к нему подтверждающими оплату товаров платежными документами, и паспорта, по которому иностранный гражданин въехал на территорию РФ;

— соответствия сведений об иностранном гражданине, указанном в документе (чеке), сведениям, содержащимся в паспорте, а также о товарах, указанных в документе (чеке), — товарам, фактически предъявленным должностному лицу таможенного органа.

(Приказ ФТС России от 22.02.2018 № 245 «Об утверждении Порядка проставления отметки таможенного органа Российской Федерации на документе (чеке), подтверждающей факт вывоза товаров с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств — членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации», зарегистрирован в Минюсте России 16.03.2018 № 50385)

Поправки в порядок представления статотчетности

Изменена редакция п. 1 раздела 1 Указаний по заполнению форм № П-1, № П-2, № П-3, № П-4, № П-5 (м), утвержденных приказом Росстата от 22.11.2017 № 772.

Согласно этому пункту форму № П-3 представляют указанные в нем юридические лица, средняя численность работников которых за предыдущий год превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера.

Поправками установлено, что юридические лица, являющиеся владельцами лицензии на добычу полезных ископаемых, представляют форму № П-3 независимо от средней численности работников.

Изменен порядок представления формы № П-4. Согласно поправкам эту форму представляют:

— ежемесячно — юридические лица, средняя численность работников которых превышает 15 человек (включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера) по итогам деятельности за предшествующий год;

— ежеквартально — юридические лица, средняя численность работников которых не превышает 15 человек.

При этом юридические лица, являющиеся владельцами лицензии на добычу полезных ископаемых, представляют форму № П-4 ежемесячно независимо от средней численности работников.

Исключено положение, согласно которому по формам № П-1, № П-3, № П-5 (м) вновь созданные организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, представляют отчетность по формам федерального статистического наблюдения в соответствии с численностью работников отчетного года.

(Приказ Росстата от 02.03.2018 № 104 «Об утверждении изменения в Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 „Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг“, № П-2 „Сведения об инвестициях в нефинансовые активы“, № П-3 „Сведения о финансовом состоянии организации“, № П-4 „Сведения о численности и заработной плате работников“, № П-5 (м) „Основные сведения о деятельности организации“, утвержденные приказом Росстата от 22 ноября 2017 г. № 772»)

Регламент по надзору в сфере транспорта

Утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Регламент определяет порядок, сроки и последовательность административных процедур Ространснадзора.

Предметом лицензионного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221.

(Приказ Минтранса России от 20.12.2017 № 531 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», зарегистрирован в Минюсте России 13.03.2018 № 50321)

Когда можно пересчитать налог в текущем периоде

Если ошибки в расчете налоговой базы привели к излишней уплате налога, то у компаний есть право исправить их в текущем периоде. Правда, по мнению Минфина России, воспользоваться данным правилом можно не всегда.

О том, что компания может исправить в текущем периоде ошибки прошлых периодов, если они привели к излишней уплате налога, говорится в п. 1 ст. 54 НК РФ. Корректировка осуществляется путем перерасчета налоговой базы.

Специалисты финансового ведомства отметили, что, когда в текущем периоде получен убыток, у компании нет возможности пересчитать налоговую базу. Ведь в этом случае она равна нулю. Поэтому в такой ситуации перерасчет налоговой базы производится за период, в котором произошла ошибка.

Следовательно, исправление прошлых ошибок в текущем периоде возможно, только когда в нем компания получила прибыль.

(Письмо Минфина России от 16.02.2018 № 03-02-07/1/9766)

Уточненная декларация при камеральной проверке

Специалисты ФНС России сообщили, что выставление требования о даче пояснений в рамках камеральной проверки не свидетельствует об обнаружении налоговым органом ошибки.

Когда налоговики при проведении камеральной проверки представленной декларации выявляют в ней ошибки и противоречия, они выставляют налогоплательщику требование о даче необходимых пояснений или о внесении соответствующих исправлений (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Исправления вносятся путем подачи уточненной декларации. Правила привлечения к ответственности при подаче уточненки установлены в ст. 81 НК РФ. Так, налогоплательщик освобождается от штрафов, если он представил уточненную декларацию до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом в первичной декларации ошибок и искажений, приводящих к занижению суммы налога к уплате в бюджет. При этом необходимым условием является уплата недостающей суммы налога и пеней до подачи уточненной декларации (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Специалисты ФНС России указали, что обнаружение налоговым органом ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, подтверждается актом налоговой проверки. В связи с этим направление в рамках камеральной проверки требования о представлении пояснений не считается выявлением налоговым органом ошибок. Поэтому, если в ответ на требование налогоплательщик уплатил недостающий налог и пени и представил уточненную декларацию, он к налоговой ответственности не привлекается.

(Письмо ФНС России от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@)