Российский большой футбол держится на спонсорах

| статьи | печать

Экономика спорта — тема в «ЭЖ» крайне редкая. Чуть восполнить этот пробел позволяет совместное исследование PwC и Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ), посвященное, как понятно, экономике отечественного футбола. «В струю» их работа еще и потому, что летом текущего года Россия принимает у себя чемпионат мира по данному виду спорта.

Одной полосой качественно представить комплексное, а потому объемное исследование PwC и РФПЛ невозможно, поэтому ограничимся теми его разделами, которые отражают финансовые аспекты деятельности клубов Лиги, и, думается, актуально сравнение в этом плане с ведущими европейскими лигами.

Доходы и расходы клубов РФПЛ анализировались экспертами PwC за каждый финансовый год. Совокупные значения расходов включают в себя все операционные и неоперационные затраты клубов, в том числе издержки по обслуживанию долга и прочие финансовые расходы, а также часть затрат, являющихся неденежными. К ним, например, относится амортизация регистраций (трансферных контрактов) игроков.

На протяжении рассматриваемого периода наблюдается тенденция к росту как доходной, так и расходной частей. Основным фактором роста доходной части стало повышение выручки от реализованных билетов и абонементов, а также от спонсорских и прочих коммерческих соглашений.

Важным фактором, влияющим на изменение динамики доходов и расходов, является изменяющийся год от года состав участников первенства РФПЛ.

Основным драйвером изменения структуры доходов клубов РФПЛ стало появление новых стадионов, позволяющих существенно увеличить доходы от продажи билетов и матчевых мероприятий.

Одновременно рост показаля поступления от УЕФА — как за счет успешных выступлений российских клубов в еврокубках, так и за счет общего роста средств, направляемых УЕФА на выплаты клубам.

При этом, подчеркивают авторы исследования, следует учитывать, что данные о поступлениях от УЕФА представлены в соответствии с отчетностью клубов РФПЛ и могут отличаться от данных УЕФА в связи с особенностями российской учетной политики и разницей в валютных курсах, использовавшихся при отражении соответствующих поступлений в отчетности.

Клубы РФПЛ продолжают политику диверсификации источников финансирования: на протяжении рассматриваемого периода доля целевых поступлений сокращается в пользу спонсорских и прочих коммерческих доходов.

Скачок 2013 г. связан с изменением финансовой политики ФК «Анжи».

Для расчета призовых клубов РФПЛ от участия в соревнованиях УЕФА экспертами PwC было сделано предположение, что клубы признают выручку от «рыночного пула» призовых, а также выручку от участия в групповом этапе турнира после его окончания в первой половине сезона (до Нового года), а выручку от стадии плей-офф — во второй половине сезона (после Нового года).

Благодаря постоянному участию в Лиге чемпионов ФК «Зенит» заработал за пять лет порядка 101 млн евро призовых, что является наивысшим показателем для российских клубов за указанный период. На втором месте находится ПФК ЦСКА с суммой в 74 млн евро за пять лет. Совокупные доходы остальных клубов от выплат призовых УЕФА за данный период составили 98 млн евро.

Требования финансового «фэйр-плей» (ФФП) были введены УЕФА в 2009 г. и направлены на достижение баланса между доходами и расходами клубов и снижение дефицита их бюджета, что позволяет клубам быть финансово устойчивыми в долгосрочной перспективе.

В 2014 и 2015 гг. несколько российских клубов превысили установленный УЕФА показатель дефицита безубыточности и были вынуждены заключить с УЕФА мировые соглашения, направленные на приведение финансовых показателей клубов в соответствие с нормативами регулятора.

После выплат клубами соответствующих штрафов УЕФА в рамках действующих соглашений продолжает мониторинг финансовой деятельности футбольных клубов «Зенит», «Локомотив», «Рубин» и «Краснодар».

В течение сезона 2016/2017 ни один из российских клубов не был оштрафован за нарушения правил финансового «фэйр-плей».

По итогам анализа посещаемости матчей РФПЛ за последние десять сезонов авторы исследования делают следующие выводы:

  • РФПЛ на протяжении всего периода сохраняет стабильную аудиторию — в среднем 12 000 зрителей на одном матче;

  • по итогам двадцати туров сезона 2017/2018 показатели посещаемости матчей находятся на рекордном уровне — в среднем 13 000 зрителей на одном матче;

  • в случае сохранения подобной тенденции суммарная посещаемость матчей за сезон также может оказаться рекордной.

Лидерами по заполняемости стадионов в сезоне 2016/2017 стали футбольные клубы «Оренбург» и «Зенит» (77 и 76% соответственно). В случае оренбургского клуба существенную роль сыграли малая вместимость стадиона (7500 мест) и дебют в РФПЛ.

На третьем месте расположился «Спартак», заполняемость нового стадиона которого растет из сезона в сезон (55, 56 и 72% за последние три сезона).

Спортивные результаты повлияли на посещаемость игр «Крыльев Советов»: заполняемость их домашнего стадиона по итогам сезона составила всего 21% при вместимости 30 000 человек, а сам клуб покинул РФПЛ.

В этом сезоне стадион «Открытие Арена» уступил звание самого вместительного стадиона РФПЛ стадиону «Санкт-Петербург», который заявлен «Зенитом» в качестве основной арены. При этом петербургскому клубу удалось улучшить и показатель заполняемости, который теперь составляет 80%.

Клубы, выступающие на новых аренах второй сезон, — «Краснодар» и ЦСКА — также продемонстрировали положительную динамику заполняемости.

У новичков РФПЛ наблюдается разная картина: «СКА-Хабаровск» в первом сезоне в Премьер-лиге демонстрирует 53% заполняемости, в то время как «Динамо» и «Тосно», в контексте существующих проблем с собственными стадионами, — 37 и 31% соответственно.

Структура доходов клубов РФПЛ значительно отличается от средней структуры доходов команд прочих ведущих европейских лиг. Средняя доля дохода команд сопоставимых лиг от медиаправ составляет 38,7% от совокупной выручки, в то время как в РФПЛ данный показатель равняется 4,1%.

В силу относительно невысокой стоимости медиаправ чемпионата РФПЛ российские клубы вынуждены компенсировать это средствами спонсоров, а также целевыми поступлениями. Доля спонсорских и прочих коммерческих доходов клубов РФПЛ составляет 60,6% от общих доходов клубов Лиги, что является наивысшим показателем среди топ-10 чемпионатов и превышает среднее значение по данным лигам (без учета РФПЛ) почти в два раза.

За счет целевых поступлений, относящихся к прочим доходам, доля доходов клубов РФПЛ по данной категории превышает среднее значение по сопоставимым лигам в четыре раза.

РФПЛ делит 6—7-е места с турецкой Суперлигой по общей сумме расходов клубов без учета трансферов.

В этих же двух чемпионатах, а также в Португалии соотношение объема расходов на выплаты заработной платы сотрудникам к объему выручки является наиболее высоким (71—72%).

Данный факт, отмечают аналитики PwC, говорит о несбалансированности бюджетов клубов; в случае с Россией одним из факторов также являются договоры, заключенные в иностранной валюте, при нестабильности обменного курса.

Доходы клубов РФПЛ в 2012—2016 гг., млрд руб.

2012

2013

2014

2015

2016

38,7

56,1

53,7

59,1

63,3

Источник: PwC

Финансовые результаты клубов РФПЛ в 2012—2016 гг., млрд руб.

2012

2013

2014

2015

2016

–3,6

–3,7

–8,0

–9,4

+3,2

Источник: PwC

Структура общих доходов клубов РФПЛ в 2016 г., % от общей суммы

Источники доходов

Доля

Медиаправа (внутренний чемпионат)

3,5

Доходы от билетов и матчевых мероприятий

4,7

Поступления от УЕФА

6,7

Целевые поступления

13,8

Спонсорские и прочие коммерческие доходы

44,0

Прочие доходы

27,3

Источник: PwC

Соотношение расходов на зарплаты к выручке в клубах топ-10 европейских чемпионатов в 2016 г., % (млн евро)

Страна

% (сумма)

Англия

63 (3077)

Германия

50 (1356)

Испания

57 (1430)

Италия

68 (1365)

Франция

69 (1021)

Турция

71 (523)

Голландия

60 (288)

Португалия

71 (259)

Бельгия

63 (227)

Россия

72 (502)

Источник: PwC