Иностранные инвестиции — дело тонкое

| статьи | печать

Эффективность использования прямых иностранных инвестиций напрямую зависит от способности российских партнеров внедрять новые технологии на своем производстве и осваивать более высокие рыночные стандарты. К таким выводам пришли эксперты ВШЭ, проанализировав показатели работы более 1000 отечественных компаний с зарубежным участием.

Прямые иностранные инвестиции представляют собой не только дополнительный источник финансирования, но и важный фактор трансформации и улучшения качества человеческого капитала, механизма обмена знаниями между компаниями и адаптации к новым технологиям. Однако преимущества, которые могут дать предприятию прямые иностранные инвестиции, не возникают автоматически, а во многом зависят от способности руководителей и сотрудников отечественных компаний воспользоваться «окном возможностей».

Анализ данных свыше 1000 российских публичных компаний, сделанный исследователями ВШЭ Анной Быковой, Карлосом Хардом и Фелисом Итурриага, показал, что наличие иностранной собственности не всегда влияет на результаты деятельности этих предприятий. «Оно дает положительный эффект только в период экономической рецессии или усиливает его для экспортно ориентированных компаний, — отмечает г-жа Быкова. — Нам это показалось довольно странным, особенно в контексте доли компаний с иностранной собственностью в период анализа. Возникла идея: возможно, иностранные инвестиции полезны не всем, а только тем, кто наделен определенными ресурсами. Другими словами, для формирования положительной связи между иностранными инвестициями и результатами деятельности компаний необходимо наличие медиаторов, или посредников. Эту гипотезу решено было протестировать, используя концепцию динамических способностей (dynamic capabilities). Именно динамические способности, согласно нашим предположениям, играют медиативную роль».

Динамические способности представляют собой способности компании постоянно создавать, расширять и модифицировать ресурсы в зависимости от условий внешней среды и стратегии бизнеса.

Результаты исследования, проведенные учеными «Вышки», позволили сделать вывод, что динамические способности играют не частичную, как предполагалось ранее авторами, а полную посредническую роль.

Исследователи выделили три типа динамических способностей. Первый — абсорбционная способность, или умение обучаться, внедрять знания и технологии, полученные от иностранных партнеров. Второй вид — адаптивная способность, или умение трансформировать внутренние имеющиеся ресурсы в соответствии с более высокими требованиями иностранных инвесторов, что особенно важно для компаний с развивающихся рынков. Третий тип — коммуникативная способность, или эффективное обнаружение и внедрение знания о более высоких рыночных стандартах, технологиях работы с покупателями и поставщиками, увеличивающими лояльность клиента.

Оказалось, что наибольшее значение для создания стоимости имеет коммуникативная способность: 52,2% общего эффекта приходится именно на этот тип, в то время как для операционной эффективности, измеренной рентабельностью общих активов, наибольший эффект (50%) дает адаптивная способность. Полученные выводы, по мнению экспертов ВШЭ, могут помочь топ-менеджерам выстраивать различные стратегии развития компаний в краткосрочном и долгосрочном периодах.