Верховный суд взялся за примирительные процедуры: появятся судебные примирители и медиация по административным делам

| статьи | печать

Помимо медиаторов в урегулировании споров смогут участвовать судебные примирители. Ими станут работники судов, имеющие высшее юридическое образование и пятилетний стаж юридической работы, а также судьи в отставке. В отличие от медиаторов они смогут знакомиться с материалами дела. Эти и другие нововведения Пленум Верховного суда РФ предлагает закрепить в Федеральном законе от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон № 193-ФЗ), процессуальных кодексах и других законах.

Пленум Верховного суда РФ утвердил сразу три постановления с проектами законов, связанными с совершенствованием примирительных процедур (постановления Пленума ВС РФ от 18.01.2018 № 1, 2, 3). В ближайшее время их планируют внести на рассмотрение Госдумы. Цель поправок — сделать примирительные процедуры более эффективным институтом. По статистике Верховного суда РФ, за период с 2011 по 2017 гг. примирительные процедуры с участием медиаторов использовались крайне редко — при рассмотрении всего лишь около 0,008% дел судами общей юрисдикции и при рассмотрении около 0,002% дел арбитражными судами. И хотя эта статистика не показывает точное количество медиаций, поскольку не может учитывать все случаи обращений к медиаторам, в любом случае она показывает неэффективность существующих процедур.

Судебные примирители

В законопроекте предлагается установить, что регулированием споров смогут заниматься не только медиаторы, но и судебные примирители. Судебными примирителями вправе быть судьи в отставке, а также работники аппарата суда, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет.

В пояснительной записке сказано, что институт судебных примирителей не новинка. Он существовал в России еще в дореволюционное время. Так, с середины XIX — начала XX веков участники споров, рассматриваемых в коммерческих судах России, после предложения суда о проведении примирительной процедуры могли выбрать как негосударственного примирителя, так и примирителя из состава данного суда. Судьи коммерческих судов часто использовали примирительные процедуры, в том числе и посредничество (медиацию).

Предполагается, что такая деятельность судей в отставке будет оплачиваемой. Порядок и условия оплаты их труда определит Правительство РФ. Расходы бюджета по оплате их работы могут, в частности, компенсироваться из сумм государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд и оставшейся в бюджете после возвращения определенной ее части, если стороны согласились на использование процедуры судебного применения. Не исключается также вариант создания специального фонда оплаты труда судебных примирителей из числа судей в отставке.

Список судебных примирителей будет утверждать Пленум ВС РФ на основе предложений верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю будут определены в Регламенте проведения судебного примирения, который утвердит ВС РФ.

Судебный примиритель будет вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения. В том числе он может давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между ними деловых отношений. В то же время судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле.

Судьи в отставке также смогут осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе после включения в списки медиаторов, которые будут вести советы судей субъектов РФ.

Процессуальные вопросы

Суды смогут откладывать судебное разбирательство или приостанавливать производство по делу по своей инициативе, предложив сторонам использовать примирительную процедуру. Это могут быть переговоры, сверка документов, посредничество, в том числе медиация, судебное примирение. Судья вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в 14 дней.

Если в процессе примирительной процедуры стороны не достигнут результата, судебное разбирательство возобновится. Причем время, на которое оно откладывается, не включается в сроки рассмотрения дел.

Одновременно ВС РФ предложил изменить размер государственной пошлины, который возвращается истцу при заключении мирового соглашения, отказе от иска или признании ответчиком иска. Сейчас он составляет 50%. В проекте предлагается возвращать 70%, если примирение произошло до принятия решения судом первой инстанции, 50% — на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, 30% — на стадии рассмотрения дела в кассации и надзоре.

Примирение по административным спорам

В законопроекте предлагается распространить процедуру медиации на административные дела. Сферу действия Закона № 193-ФЗ предлагается расширить, включив в нее споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Подобный опыт имеется в ряде зарубежных стран (Германия, Королевство Нидерландов, Великобритания, Франция, Австралия). В их законодательстве предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования публично-правовых споров, в том числе с использованием медиации, который способствует тому, что до стадии судебного рассмотрения доходит незначительное количество таких споров.

Так, к примирительным процедурам суды смогут обращаться в процессе рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также о взыскании обязательных платежей и санкций, только если стороны не использовали досудебное урегулирование спора и при наличии согласия организации, индивидуального предпринимателя или гражданина. Например, к помощи медиаторов или судебных примирителей можно будет прибегать для рассмотрения налоговых и антимонопольных дел.

Комментарий эксперта

Татьяна Еремеева, профессиональный медиатор, генеральный директор Центра медиации «ПокровЪ», руководитель Бюро по защите прав предпринимателей ЧРО «ОПОРА РОССИИ»

«ЭЖ-Юрист»: В пояснительной записке к законопроекту о примирительных процедурах сказано, что медиация используется крайне редко. По статистике ВС РФ, это 0,002% из всех арбитражных дел за последние пять лет. Действительно сейчас так плачевно обстоят дела с медиацией?

Татьяна Еремеева: Работу медиатора трудно оценить количеством медиаций. Часто стороны мирятся вне стен суда с помощью медиатора или на стадии исполнения судебных решений. Возможно, то, что сейчас предлагает Верховный суд РФ, поможет увеличить количество дел, рассматриваемых через примирительные процедуры. В частности, он предлагает внедрить новую фигуру — судебных примирителей. Но это будут процедуры специфического содержания, так как Верховный суд РФ планирует, что примирением будут заниматься либо судьи, либо работники суда. Здесь есть такой нюанс: работники судебной системы — специалисты особой корпорации, это накладывает свой отпечаток. Надеюсь, это не повлияет на качество примирительных процедур.

Рынок медиации, как и любой рынок, имеет свои стадии развития. Сейчас медиация на стадии формирования спроса и информирования об услуге потребителей. Поэтому кто уже участвует в создании спроса, тот и будет «снимать сливки», когда рынок «повзрослеет».

«ЭЖ-Юрист»: Можно ли сейчас говорить о том, что медиаторов недостаточно?

Т. Е.: Нет, медиаторов достаточно. Сейчас медиатором можно стать, имея высшее образование и оплатив в среднем 37 000—50 000 руб. за обучение. Другой вопрос, что стать медиатором легко, а вот найти клиентов для медиации еще достаточно сложно. Конечно, если их не рекомендуют из суда или органов опеки. А в этом случае возникает вопрос о том, что в стенах суда нельзя получать денежные средства.

«ЭЖ-Юрист»: В чем же отличия судебного примирителя от медиатора?

Т. Е.: Их трудно уловить, так как в постановлении Пленума ВС РФ от 18.01.2018 № 1 мало информации о функциях судебных примирителей, о том, с помощью каких инструментов будет выстроена их работа. Еще вопрос: как будут работать судьи в отставке — как медиаторы или судебные примирители или как те и другие? В проекте для отставных судей допускается вариант «примиритель-медиатор». Возможно, судебный примиритель не будет заниматься разрешением конфликтной ситуации, потому как в поправках зафиксировано, что он знакомится с материалами дела, с документами, а значит, осуществляет что-то наподобие предварительной подготовки к судебному слушанию. Деятельность же медиатора иная, она заключается в работе с самими участниками спорной ситуации, с их истинными интересами, без изучения документации.

«ЭЖ-Юрист»: Верховный суд предложил законодательно указать, что судебное примирение будет возможно и по административным спорам. Сейчас медиаторы не могут участвовать в спорах с госорганами?

Т. Е.: Да, сейчас медиация в налоговых и антимонопольных спорах невозможна. Заключить мировое соглашение с налоговым органом можно лишь после длительных согласований с юридическим отделом на федеральном уровне. А по закону о медиации в РФ участие медиаторов в подобных спорах не предусмотрено. В моей практике были медиации с руководителями муниципалитетов по хозяйственным правоотношениям, но не по административным делам. Так что готовность участвовать в процедуре медиации у государственных и муниципальных органов есть. Остается это предусмотреть на законодательном уровне.

«ЭЖ-Юрист»: Какие есть пробелы, неопределенные моменты в законопроектах?

Т. Е.: Например, положение о том, что, в случае если стороны не достигли соглашения, суд опять возобновляет процесс в обычном порядке. Было бы хорошо, если бы был предусмотрен упрощенный порядок судопроизводства.

Еще не вижу смысла дублировать медиаторов судебными примирителями. Из предложенных поправок не совсем понятно, какой порядок примирения будет осуществлять судебный примиритель и что будет содержать Регламент судебного примирения. То, что этим специалистам будет разрешено знакомиться с материалами дела и изучать другие документы, говорит о том, что работа примирителей будет отличаться от работы медиаторов. Что-то среднее между судьями и медиаторами. Не понимаю, для чего нужно создавать бюрократическую надстройку в судебной системе, тратить федеральный бюджет, когда есть медиаторы, находящиеся в поисках клиентов, вложившие деньги в образование, оплачивающие налоги и сдающие соответствующую отчетность государству.

Также необходимо более подробно разъяснять сторонам, что у сторон есть возможность обратиться к медиатору. Это обязательно должно быть зафиксировано в регламентах государственных органов. На практике это не всегда делается.