Синдицированное кредитование. Юристы прогнозируют переход в российскую юрисдикцию

| статьи | печать

С 1 февраля начинает действовать закон о синдицированном кредите — Федеральный закон от 31.12.2017 № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 486-ФЗ). Синдицированное кредитование становится проще и выгоднее как для заемщиков, так и для кредиторов. Что именно изменилось?

Синдицированный кредит — это когда несколько кредиторов совместно выдают кредит заемщику. Раньше этот институт не был урегулирован в российском законодательстве, но компании все равно заключали такие сделки. Олеся Белоусова, партнер юридической компании P&P Unity, рассказала, что главной проблемой синдицированного кредитования в России было отсутствие специального регулирования: «Такие сделки строились на общих нормах гражданского законодательства и положениях о банковском финансировании. Это создавало сложности для иностранных банков, которые и являлись основными кредиторами (например, иностранные банки предоставляли синдицированные кредиты компаниям „Уралкалий“, РУСАЛ, СУЭК). Структурирование же сделок по иностранному праву не всегда позволяло учитывать российские реалии. Закон № 486-ФЗ обеспечил единое регулирование, понятное для всех участников сделки».

Участники синдицированного кредитования

Заемщиком в рамках синдицированного кредита может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. А вот на кредитование физических лиц действие Закона № 486-ФЗ не распространяется.

Перечень кредиторов тоже ограничен. Так, синдицированные кредиты могут выдавать только:

  • кредитные организации, Внешэкономбанк;

  • иностранные банки, международные финансовые организации, а также иностранные юридические лица, которые в соответствии со своим личным законом вправе заключать кредитные договоры;

  • негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

  • иные российские юридические лица в случаях, предусмотренных федеральным законом (например, специализированные общества проектного финансирования).

Кредитный управляющий

Один из участников синдиката кредиторов должен стать кредитным управляющим.

Им может быть кредитная организация, Внешэкономбанк, иностранный банк или международная финансовая организация. Кредитный управляющий обязан вести реестр всех кредиторов и учет предоставленных заемщику денег. Он вправе заявлять заемщику требования о возврате денег, об уплате процентов за пользование деньгами и иных платежей, а также получать от заемщика или третьих лиц исполнение по договору. Если в договоре синдицированного кредита кредитного управляющего не укажут, то его можно избрать большинством голосов участников синдиката кредиторов. Но участники вправе предусмотреть в договоре и другой порядок его избрания.

Эксклюзивность договора

Заемщик может заключить с одним из потенциальных кредиторов договор об организации синдицированного кредита. Такой кредитор подготовит к заключению договор синдицированного кредита, а заказчик (потенциальный заемщик) выплатит вознаграждение за оказание этих услуг. В такой договор могут включить условие об эксклюзивности, то есть обязательство заказчика или организатора не вступать до момента заключения договора синдицированного кредита в переговоры или договорные отношения с другими лицами по поводу заключения аналогичных договоров на сходных условиях.

Какие преимущества

Использование синдицированного кредита позволит заемщикам увеличить размер и сроки заимствования, снизить расходы и время на закрытие сделки, оптимизировать использование обеспечения, а также в ходе одной сделки выстроить взаимодействие с несколькими банками. Это выгодно и кредиторам, поскольку кредитные риски распределяются между всеми организациями, выдавшими кредит. По мнению О. Белоусовой, синдицированное кредитование станет более доступным, так как в сделках смогут участвовать не только крупнейшие банки, но и иные участники рынка, в том числе те, которых пугало отсутствие четкого регулирования. С учетом расширенного перечня участников синдицированный кредит может стать удобным механизмом привлечения средств в инвестиционные проекты, в том числе реализуемые на основе ГЧП.

Плюсы в принятии Закона № 486-ФЗ видит и Роман Маловицкий, советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Он считает, что теперь рынок синдицированного кредитования станет более стандартизированным и, как следствие, более предсказуемым. «В результате использования единообразных форм снизятся расходы на организацию кредита. Помимо этого, упростится привлечение кредитов для реализации крупных проектов. Договоры о синдицированном кредите интересны в первую очередь для реализации крупных проектов, требующих значительного финансирования, в условиях ограниченного обеспечения. При синдицированном кредитовании, с одной стороны, унифицируются условия кредитования (финансовые ковенанты, информационные обязательства, основания для досрочного отзыва и т.д.), а с другой — возникает возможность привлечения более значительных заимствований в результате распределения рисков между кредиторами».


Комментарий эксперта

Роман Маловицкий, советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Как и любой новый нормативно-правовой акт, Закон № 486-ФЗ содержит нормы, которые нуждаются в судебном или доктринальном толковании. Например, важное положение об эксклюзивности позволяет установить запрет на вступление с другими лицами в переговоры по поводу заключения аналогичного договора синдицированного кредитования. Возникает вопрос: можно ли установить аналогичный запрет в отношении переговоров, касающихся привлечения финансирования в иной форме (через выпуск облигаций, двусторонние кредиты и т.п.)? Из текста закона ответ неочевиден. Также неясно, почему не были одновременно внесены изменения в процессуальные кодексы и в Закон о банкротстве, закрепляющие права кредитного управляющего по представлению интересов всех кредиторов в гражданском или арбитражном процессе, а также в ходе банкротства.

В то же время в новом законе есть и положительные моменты. В нем заложена возможность вторичной синдикации и, в частности, дополнительно урегулирована возможность выпуска облигаций, обеспеченных правами требования по синдицированным кредитам. Это означает, что законодатель рассчитывает на появление полноценного рынка прав требования по кредиту (аналог credit-linked notes, CLN), что в итоге позволит значительно увеличить возможности по привлечению заимствований.


Комментарий эксперта

Наталия Окунева, директор юридического департамента ЮниКредит Банка

Как раньше заключали сделки о синдицированном кредите

Сделки синдицированного кредитования изначально заключались по праву Англии и штата Нью-Йорк на основе стандартной документации, разработанной Ассоциацией кредитного рынка (Loan Market Association или LMA). Ассоциация была учреждена в декабре 1996 г. в Лондоне. Позже по аналогии и на основании документации LMA были разработаны стандартные формы договоров синдицированного кредитования во многих европейских, основных азиатских и африканских юрисдикциях. По сей день синдицированное кредитование по английскому праву на основе документации LMA остается одним из самых распространенных финансовых инструментов, особенно когда кредит выдается при активном участии иностранных (прежде всего европейских) банков.

В 2014 г. на российском рынке началась активная работа по подготовке единых рыночных стандартов документации синдицированного кредитования. Были привлечены квалифицированные юристы, заинтересованные финансовые учреждения и эксперты при ведущей роли Ассоциации региональных банков России. В конце 2015 г. стандартная документация появилась и в России. Но в силу неурегулированности института синдицированного кредитования на законодательном уровне использование российской документации 2015 г. было и остается ограниченным.

При этом механизм и субъектный состав синдицированного кредита остается неизменным в иностранной и в российской документациях. Основным документом по сделке является соглашение о кредите. Кроме него могут заключаться договоры об обеспечении, межкредиторское соглашение, соглашения (письма) об уплате комиссий. Иностранное право (например, право Англии, Германии, Австрии) предусматривает также заключение соглашений об участии в риске (на фондированной или нефондированной основе), когда один из кредиторов передает часть принятого на себя кредитного риска иному лицу (участнику), формально оставаясь для заемщика кредитором. Но в российском законе такие возможности не закреплены.

В целом принятый Закон № 486-ФЗ не отличается от уже сложившейся мировой практики, хотя некоторые моменты остались не до конца урегулированными.

С нашей точки зрения, при использовании стандартной документации LMA, подчиненной английскому праву, основные проблемы возникают в применении иностранных правовых концепций (к примеру, parallel debt и joint and several creditors), а также иностранного права как такового. Например, из-за длительного и дорогостоящего процесса взыскания, некоторой неопределенности в части применения механизмов реализации кредита, в том числе из-за отсутствия записи о самом кредиторе (а не только о кредитном агенте или агенте по обеспечению) в реестрах при регистрации или учете залога, неясности статуса отдельного кредитора в преддверии и в процедурах банкротства заемщика или кредитного агента, ограниченности или даже отсутствии ответственности кредитного агента, неурегулированности многих важных ситуаций в договорной документации, неясности правового статуса взимаемых комиссий.

Преимущества нового закона

Закон № 486-ФЗ хорош уже тем, что он наконец появился, закрепив комплекс правил, предназначенных именно для регулирования правоотношений, связанных с этим видом кредитования в российском правовом поле. Полагаем, что при взвешивании риска взыскания в иностранном коммерческом арбитраже или суде с последующей экзекватурой в России часть кредиторов, а также российских заемщиков вполне может предпочесть российское право иностранному.

Если кредит востребован и предоставляется несколькими кредиторами на территории России, то теперь можно использовать правовой механизм его предоставления в рамках одной стандартной рыночной документации. Еще плюсы: возможность рассмотрения любого спора по такому кредиту в российском суде (или третейском суде) и, как следствие, удешевление механизма взыскания, а также сокращение сроков рассмотрения спора. Интересен такой механизм может быть, например, компаниям с большим портфелем долгов перед финансовыми организациями, когда можно свести все долги в одно соглашение с единым механизмом исполнения (контакты через единое окно — кредитного управляющего). Или компаниям, которым требуется значительная сумма финансирования, слишком большая для одного банка по тем или иным причинам, в том числе из-за осторожной риск-политики, но которые не имеют возможности или желания выходить на иностранные рынки кредитования. При этом заемщик должен, на наш взгляд, оценить возможность получения кредита от разных источников финансирования (разных кредиторов) на одинаковых условиях, что позволит более эффективно управлять портфелем заимствований.

Пробелы в новом законе

Главная проблема, как всегда, в том, что по новому закону отсутствует судебная практика — нет понимания, как те или иные положения будут применяться судами. Не совсем понятен, например, субъектный состав лиц, которым разрешено уступать права по синдицированному кредиту, когда все части кредита уже выданы: будет ли изменяться состав этих лиц, если заемщик допустит неисполнение? Мы уже читали комментарии, в которых авторы (весьма уважаемые нами юристы) приходят к разным выводам по этим и ряду других вопросов.