Некоторые организации смогут не раскрывать информацию о своих сделках

| статьи | печать

Правительство РФ получило полномочия освобождать компании от обязанности по раскрытию определенной информации и незамедлительно ими воспользовалось. В частности, оно разрешило не раскрывать информацию о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, если они связаны с выполнением гособоронзаказа, а также тем компаниям, в отношении которых введены санкции.

Президент РФ подписал два закона с поправками, позволяющими не раскрывать некоторую информацию о компаниях и индивидуальных предпринимателях. Речь идет о федеральных законах от 31.12.2017 № 481-ФЗ и № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 481-ФЗ, Закон № 482-ФЗ). На основании первого Правительство РФ уже указало конкретные случаи, когда можно воспользоваться правом на нераскрытие информации.

Крупные сделки и сделки с заинтересованностью

В Законе № 481-ФЗ предусмотрено, что Правительство РФ может определить случаи, при которых акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью вправе не раскрывать или раскрывать в ограниченном составе или объеме:

  • информацию, касающуюся крупных сделок и сделок с заинтересованностью;

  • информацию о лицах, в отношении которых общества вправе не раскрывать такую информацию или раскрывать в ограниченном составе или объеме.

Соответствующие поправки были внесены в федеральные законы от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Это положение вступило в силу 31 декабря 2017 г., а уже 15 января 2018 г. Правительство РФ утвердило перечень таких случаев (см. постановление Правительства РФ от 15.01.2018 № 10 «Об определении случаев освобождения акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью от обязанности раскрывать и (или) предоставлять информацию, касающуюся крупных сделок и (или) сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»). Данное постановление вступает в силу 25 января 2018 г.

В нем предусмотрено два случая освобождения от обязанности раскрывать информацию:

  • если совершение сделки связано с выполнением государственного оборонного заказа и реализацией военно-технического сотрудничества;

  • если сделка заключается с российскими юридическими лицами и физическими лицами, в отношении которых иностранными государствами, государственными объединениями, союзами или государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений или союзов введены меры ограничительного характера. Проще говоря, компании и физические лица, в отношении которых введены международные санкции.

Стоит отметить, что законодатель предоставил обществам право выбора: ограничить объем раскрываемой информации или полностью отказаться от раскрытия. Поэтому во внутренних документах нужно указать, какой именно вариант выбрало общество.

Федресурс

Также Правительство РФ вправе установить случаи, когда можно не размещать в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее — ЕФРСФДЮЛ) следующие сведения о юридических лицах:

  • о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности;

  • обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества;

  • выдаче независимой гарантии;

  • заключении клиентом договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с указанием даты заключения договора и идентификаторов всех сторон договора;

  • сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами. Например, в ЕФРСФДЮЛ аудиторы вносят сведения о результатах обязательного аудита (п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Сразу после новогодних праздников Правительство РФ воспользовалось своим правом и указало, что можно не передавать вышеперечисленные сведения в ЕФСРФДЮЛ в случае введения антироссийских санкций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это указано в постановлении Правительства РФ от 12.01.2018 № 5 «Об определении случаев, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, не подлежат размещению <…>».

Залог и консолидированная финотчетность

Правительство РФ сможет устанавливать случаи, при которых в уведомления о возникновении (изменении) залога, об исключении сведений о залоге можно внести сведения об отказе от публикации информации о залогодержателе в интернете.

Также сказано, что консолидированную финансовую отчетность организации, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, определенные Правительством РФ, можно раскрывать в части, не содержащей указанных сведений. Если часть такой информации невозможно выделить, то отчетность вообще не подлежит раскрытию.

Другие случаи освобождения от раскрытия

В Законе № 482-ФЗ установлено, что Правительство РФ вправе определить несколько случаев, при которых можно не раскрывать информацию или раскрывать в ограниченном составе или объеме:

для кредитных организаций;

  • специализированных депозитариев в отношении информации о своих акционерах (участниках);

  • страховых компаний;

  • фондов;

  • управляющих компаний, осуществляющих инвестирование средств пенсионных накоплений, в отношении информации о своих акционерах (участниках);

  • небанковских кредитных организаций и банков в отношении информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых они находятся.

Договоры с банками без личного присутствия

В Законе № 482-ФЗ предусмотрено еще одно нововведение: банк может заключить со своим клиентом — физическим лицом договор в электронном виде.

Клиенты смогут подписывать договоры простой электронной подписью с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и единой биометрической системы. Речь идет о вводе логина и пароля, полученного при обращении за оказанием государственных услуг. Банк сможет отказать в удаленном открытии счета (вклада), предоставлении кредита или в переводе денег, если физическое лицо включено в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо если в отношении физического лица принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества. Еще одно основание для отказа — наличие подозрений, что операции связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Банк России будет ежемесячно размещать на своем официальном сайте перечень банков, которые смогут работать с клиентами удаленно. При этом он сможет ограничивать операции физических лиц при проведении удаленной идентификации: по общему количеству банковских счетов, по общей сумме кредитов, выданных одним банком клиенту-физлицу, по общей сумме переводов денежных средств в течение месяца, осуществленных одним банком.

Эти правила вступят в силу с 30 июня 2018 г.