Покупаем аптечки первой помощи за счет «несчастных» взносов

| статьи | печать

Действующее законодательство обязывает организации иметь производственные аптечки для оказания работникам первой помощи. При этом компании могут возместить расходы на их покупку за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС России. Можно ли в этом случае учесть данные затраты при расчете налога на прибыль? Есть ли у компании право принять к вычету «входной» НДС со стоимости аптечек? Ответы на эти вопросы дали специалисты Минфина России в письме от 15.12.2017 № 03-07-11/84162.

Труд требует охраны

В статье 223 ТК РФ сказано, что для обеспечения санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда работодателю нужно в том числе организовать санитарные посты с укомплектованными аптечками для оказания первой помощи. Аналогичное требование есть и в п. 26 Типового перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н). В соответствии со ст. 223 ТК РФ Минздравсоцразвития России приказом от 05.03.2011 № 169н утвердило Требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам (далее — приказ № 169н).

Расходы на комплектацию производственных аптечек можно возместить за счет начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Это позволяет сделать подп. «к» п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее — Правила).

Возмещение затрат осуществляется за счет снижения суммы «несчастных» взносов, подлежащих уплате в ФСС России в текущем финансовом году.

Налог на прибыль

В комментируемом письме Минфин России привел порядок учета рассматриваемых расходов, если компания впоследствии возмещает их за счет ФСС России.

Будет и расход…

Финансисты считают, что затраты организации на приобретение аптечек в рамках реализации мер по технике безопасности могут быть включены в состав расходов при расчете налога на прибыль. Дело в том, что согласно подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. А как мы уже сказали, требования к наличию в организации производственной аптечки и ее комплектации установлены на законодательном уровне (ст. 223 НК РФ, приказ № 169н). Отметим, что аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 20.08.2012 № 03-03-06/1/412.

Обратите внимание: из разъяснений финансистов следует, что в расходах можно учесть затраты на комплектацию аптечки изделиями медицинского назначения, так как в своем ответе ведомство ссылается на приказ № 169н. А как быть со стоимостью лекарственных препаратов, которые организация приобрела в соответствии со своим распорядительным документом? На наш взгляд, здесь проблем возникнуть не должно. Ведь в п. 26 Типового перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также по снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н, говорится о том, что аптечки должны быть укомплектован набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

…и доход

В своих разъяснениях Минфин России затронул и вопрос учета суммы возмещения расходов на комплектацию аптечек, полученных от ФСС России.

Финансисты напомнили, что перечень доходов, которые не учитываются при расчете налога на прибыль, содержится в ст. 251 НК РФ. Он является закрытым, и в нем не поименованы суммы, компенсированные ФСС России в счет ранее осуществленных расходов. Поэтому рассматриваемое возмещение следует отразить в составе внереализационных доходов на основании ст. 250 НК РФ. Такой доход возникнет в том отчетном (налоговом) периоде, в котором он имел место, независимо от фактического поступления денежных средств (п. 1 ст. 271 НК РФ).

НДС

Что касается суммы «входного» НДС со стоимости затрат на комплексацию производственных аптечек, то, по мнению финансового ведомства, этот налог к вычету не принимается. Аргументируется такая позиция следующим образом.

По общему правилу вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, в случае использования данных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ). Казалось бы, данная норма Кодекса позволяет принять к вычету НДС со стоимости рассматриваемых расходов. Но это не так.

Дело в том, что на основании подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, если налогоплательщик получает в соответствии с законодательством РФ из бюджетов бюджетной системы РФ субсидии на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, суммы НДС, предъявленные при приобретении таких товаров (работ, услуг), подлежат восстановлению. Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, в которые входит и ФСС России, относятся к бюджетам бюджетной системы РФ (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому вычет НДС в рассматриваемой ситуации невозможен.

К сведению

Комплектация аптечки

Приказ № 169н включил в состав производственных аптечек:

  • жгут кровоостанавливающий;

  • бинты;

  • перевязочный медицинский пакет;

  • медицинские марлевые салфетки;

  • лейкопластырь;

  • устройство для проведения искусственного дыхания;

  • и тому подобные медицинские изделия.

Следует отметить, что аналогичного перечня со списком лекарственных препаратов, которые в обязательном порядке должны быть в аптечке, нет. Поэтому, на наш взгляд, организация самостоятельно может утвердить список таких лекарственных препаратов. Сделать это можно путем издания соответствующего приказа по организации.