Авиасамодеятельность. Овербукинг вне закона?

| статьи | печать

Овербукинг (сверхбронирование авиабилетов) – «головная боль» и для пассажиров, не сумевших вовремя попасть в пункт назначения, и для авиационных властей, вынужденных в авральном порядке устранять соответствующие негативные последствия. Авиаперевозчики, пользуясь отсутствием законодательного запрета на овербукинг, пытаются решить свои бизнес-проблемы за чужой счет. Возможен ли в России цивилизованный овербукинг?

По правилам

С 2007 года в России действуют Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82) (далее –ФАП), в которых в соответствии с Воздушным кодексом РФ (далее –ВК РФ) и международным правом детально изложены требования, предъявляемые к внутренним и международным воздушным перевозкам, а также бронированию авиабилетов.

ВК РФ обязывает авиаперевозчика заключить договор перевозки пассажира в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете. В соответствии со ст. 105 ВК РФ договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом.

Договор воздушной перевозки пассажира имеет свои особенности и обязывает последнего предоставить также оговоренные в законодательстве документы (паспорт) и персональные данные.

Согласно ФАП закрепление на воздушном судне пассажирского места для перевозки пассажира на определенный рейс и дату является обязательным условием перевозки воздушным транспортом. Следовательно, пассажир, приобретая авиабилет, получает установленную в законе возможность реализации своего права на перелет в соответствующий пункт назначения и запланированным рейсом.

В то же время при бронировании пассажирского места авиаперевозчик имеет право не закреплять за пассажиром конкретное кресло в салоне воздушного судна с заявленным классом обслуживания. В этом случае номер пассажирского места, выделяемого пассажиру, указывается при регистрации последнего.

В соответствии с ФАП при регистрации количество пассажиров и мест в салоне воздушного суда по забронированным билетам должно совпадать. Таким образом, ФАП разрешают не закреплять конкретное пассажирское место за пассажиром до его регистрации на рейс, но не предусматривают возможности производить продажу и бронирование авиабилетов сверх имеющегося в салоне воздушного судна количества мест, чем нередко грешат авиаперевозчики.

Внедоговорной овербукинг

Возникновение такого неприятного для пассажиров явления, как овербукинг, связано с попытками авиакомпаний из США решить проблему убыточности авиаперевозок. На начальном этапе овербукинг ни к чему пассажиров не обязывал: они могли по доброй воле согласиться либо не согласиться на предложение авиакомпании перед выполнением рейса отказаться от своего права на перелет указанным в билете рейсом в обмен на льготные условия и перелет другим рейсом.

Получается, что в этом случае авиаперевозчик предлагал пассажиру расторгнуть действующий договор в обмен на новый льготный договор авиаперевозки. При этом американский перевозчик не скрывал свой материальный интерес при использовании овербукинга и был готов идти на разумную компенсацию «лишнему» пассажиру его материальных и моральных потерь.

Немаловажно при этом, что овербукинг на территории США вовсе не был стихийным явлением, а регулировался законодательно.

Отметим также, что ни одна из действующих сегодня в мире конвенций по авиаперевозкам и дополнительных протоколов к ним (также как и российское законодательство) не предусматривают возможности овербукинга и, тем более, не регламентируют его порядок и условия.

Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством РФ пассажир имеет право требовать от авиакомпании предоставления ему услуги согласно условиям заключенного договора воздушной перевозки пассажира.

Законодательство РФ определяет конкретные основания для расторжения перевозчиком договора воздушной перевозки пассажира. И среди таких оснований овербукинг отсутствует. Следовательно, перевозчик в силу закона лишен возможности применить овербукинг и по своей инициативе в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира. Таким образом, заявления российских авиакомпаний об их безусловном и одностороннем праве на овербукинг не соответствуют действительности.

Согласно законодательству РФ перевозчик не может требовать от клиента расторгнуть заключенный договор воздушной перевозки пассажира. Для получения права на овербукинг перевозчик должен предложить ему расторгнуть действующий договор воздушной перевозки пассажира в обмен на заключение нового договора на других условиях. При этом стороны по договору остаются прежними, а его предмет и условия могут быть иными –отличающимися от фигурировавших в первоначальном договоре.

То есть при овербукинге необходимо заключение нового договора воздушной перевозки пассажира и новая регистрация последнего без бронирования, с соблюдением требований ФАП по закреплению конкретных мест в салоне воздушного судна за пассажирами.

Риски должны быть застрахованы

Взаимодействие между перевозчиком и пострадавшим клиентом при овербукинге должно сопровождаться не только аннулированием старого договора воздушной перевозки пассажира и повторным заключением договора с другими условиями, но и подписанием нового договора страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна.

Законодатель не должен допустить создания ситуации, при которой перевозчик, исходя из своих интересов, применяет овербукинг, а пассажир в течение нескольких дней не только не получает качественную (и предварительно им оплаченную!) услугу, но и испытывает лишения и страдания. При этом ни перевозчик, ни страховая компания никакой ответственности за это не несут.

Необходимо ввести новый вид страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром при овербукинге, которое должно стать обязательным условием при заключении нового договора взамен первоначального, где овербукинг отсутствовал. Страховщик должен страховать все риски овербукинга в интересах пассажира.

Мошенничествои/или банкротство?

Перевозчик должен руководствоваться действующим законодательством РФ и не может принуждать пассажира или требовать от него согласия на овербукинг, а, тем более, явочным порядком применять его в отношении граждан, с которыми перевозчик заключил договор воздушной перевозки пассажира. Мотивация перевозчика понятна: овербукинг способствует получению им дополнительного дохода или минимизации его убытков.

При овербукинге перевозчик по своей инициативе в одностороннем порядке меняет принятый порядок регистрации на рейс, предусматривающий выдачу пассажиру посадочного талона, в котором указываются:

–инициалы и фамилия соответствующего лица;

–номер рейса;

–дата отправления;

–время окончания посадки на рейс;

–номер выхода на посадку;

–номер посадочного места на борту воздушного судна.

Посадочный талон на договорной рейс, полученный пассажиром до применения перевозчиком последствий овербукинга, гарантирует ему получение качественной услуги.

При овербукинге перевозчик меняет рейс и условия договора воздушной перевозки пассажира в одностороннем порядке. При этом перевозчик должен понимать, что овербукинг влечет для него обязанность обеспечить оказание качественной услуги пассажиру и возмещение последнему моральных и материальных потерь, связанных с нарушением перевозчиком первоначального договора.

Перевозчику также должно быть известно, что согласно законодательству РФ он несет ответственность за убытки, возникшие вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажира.

Если перевозчик, применяя овербукинг, допускает продажу билетов без обеспечения мест в салоне воздушного судна, а, получив денежные средства от клиентов, отказывается предоставить им качественную услугу согласно новому договору воздушной перевозки пассажира, а также возместить вред пострадавшему лицу, то он нарушает нормы международного права и законодательство РФ.

В этом случае умысел перевозчика при овербукинге направлен на совершение мошенничества. Также при овербукинге перевозчик может сочетать умысел на банкротство с умыслом на преднамеренное мошенничество.

Таким образом, нерегулируемый овербукинг представляет собой для пассажира искусственный форс-мажор, который способствует мошенничеству и банкротству перевозчика.

Резюме

1.Законодатель не разрешает перевозчику и, тем более, не обязывает его применять овербукинг в своей хозяйственной деятельности, и в нынешних условияхэто – авиасамодеятельность.

2.Отечественные авиаперевозчики, находясь в российской юрисдикции, не могут регулировать овербукинг нормами законодательства США.

3.В международном и российском авиационном праве отсутствует понятие «овербукинг», действующее законодательство РФ позволяет правильно применять нормы, защищающие интересы пассажиров и обязывающие авиаперевозчиков обеспечивать предоставление качественных услуг.

4.Овербукинг –это новый договор, инициированный авиаперевозчиком в одностороннем порядке вне норм законодательства РФ.

5.Овербукинг, практикуемый в России без заключения договора, не позволяет пассажирам своевременно заявлять претензии перевозчикам.

6.Овербукинг не может навязываться в уведомительном порядке и нарушать права пассажиров, создавать беспорядок и неустранимые неудобства при регулярных авиаперевозках.

7.Перевозчик при овербукинге не учитывает дополнительные нагрузки на пассажиров в связи с его отказом оказать им услугу по перелету по легально согласованному договору воздушной перевозки пассажира.

8.Введение нового вида страхования при овербукинге оградит пассажиров от нарушений авиаперевозчиком своих обязательств по предоставлению качественных авиауслуг.

9.Возмещение морального вреда, нанесенного пассажиру при овербукинге, также возможно в фиксированном законодателем размере.

10.Страхование овербукинга ставит его под контроль третьих лиц (страховщиков) и может удерживать перевозчика от неправомерных действий.

11.Перевозчик не должен уклоняться от заключения договора овербукинга и связанного с ним договора страхования, так как по закону он имеет право заключать любые соглашения с пассажирами о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными законодательством РФ или международными договорами РФ.

12. Минтранс России, в соответствии с российским законодательством и международным правом, может регламентировать или пресечь овербукинг на территории России.