Ключевые новшества законодательства уходящего года

| статьи | печать

Уходящий 2017 год отметился принятием целого ряда нормативно-правовых актов, которые окажут серьезное влияние на различные области жизнедеятельности российского общества. Рассмотрим их подробно.

Ужесточение критериев долевого строительства

Ужесточение контроля над так называемой «долевкой» – одна из самых значимых реформ российского законодательства. С 1 июля 2017 года вступил в силу ряд положений Федерального закона от 03.07.2016 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с этими поправками, во-первых, создается единый реестр застройщиков, во-вторых, право привлечения средств граждан для участия в долевом строительстве получают только те организации, уставный капитал которых полностью оплачен. Данные изменения направлены на упорядочение ситуации в сфере долевого строительства и защиту интересов граждан от недобросовестных и неплатежеспособных застройщиков. Однако они усложняют положение многих малых и средних строительных компаний, которым все труднее отвечать ужесточаемым критериям. Те компании-застройщики, которые не соответствуют критериям, не смогут заключать договоры долевого участия в строительстве и, соответственно, осуществлять застройку, опираясь на финансовые средства граждан – участников долевого строительства.

Упорядочение приватизации

Федеральный закон от 01.07.2017 № 155-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» с 1 июля 2017 года вступил в силу. В соответствии с данным нормативно-правовым актом покупателями приватизируемого государственного и муниципального имущества не могут выступать офшорные компании и контролируемые ими юридические лица. Кроме того, подчеркивается, что иностранные государства и международные организации не могут получать контроль над деятельностью стратегически важных хозяйствующих субъектов. Этот же запрет введен и в отношении офшорных компаний и контролируемых ими российских юридических лиц, что позволяет уберечь важные для государственной безопасности направления от перехода в руки иностранных собственников или связанных с ними структур.

Реновация в столице

Вступил в действие Федеральный закон от 01.07. 2017 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве» (далее – Закон № 141-ФЗ). Он, как известно, направлен на нормативно-правовое обеспечение реновации жилищного фонда российской столицы. Задачи по модернизации среды жизнедеятельности и совершенствованию жилого фонда в городе федерального значения Москве подразумевают необходимость расселения и демонтажа морально и технически устаревших строений – панельных многоквартирных домов, строившихся в 1950-е – 1970-е годы и называемых в народе «хрущевками». Для обеспечения защиты прав и законных интересов граждан реновация подразумевает переселение собственников расселяемых домов в равнозначное жилье в том же районе столицы. Собственник расселяемого дома вправе вместо квартиры аналогичной площади получить денежную компенсацию.

Эта мера ставит своей целью улучшение облика российской столицы наряду с повышением доходности от эксплуатации вновь построенной недвижимости в центре Москвы. Вместе с тем, как мы видим, Закон № 141-ФЗ защищает права москвичей, являющихся собственниками таких квартир, и не допускает ущемления их интересов при расселении (например, переселения в заведомо более дешевое и худшее жилье на окраинах столицы).

Онлайн-кассы

Обязанность перехода на онлайн-кассы возникла с вступлением с 1 июля 2017 года в силу Федерального закона от 03.07. 2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это нововведение, вызвавшее многочисленные дискуссии в юридическом сообществе и в предпринимательской среде, подразумевает необходимость перехода предпринимателей на использование новой контрольно-кассовой техники – онлайн-касс. Ввод их было решено осуществить в целях повышения эффективности налогового контроля, облегчения задач по обслуживанию налогоплательщиков.

Вместе с тем внедрение онлайн-касс в перспективе способно привести к значительным расходам для малых предпринимателей. В наибольшей степени пострадают собственники малого бизнеса в сельских населенных пунктах, где очень незначительный денежный оборот. Существенные затруднения может вызвать и решение вопроса об организации обучения предпринимателей и их наемных работников обращению с онлайн-кассами. Наконец, их использование может привести к усложнению обслуживания покупателей, которые получили право требовать отправки электронного чека по указанному адресу электронной почты или на указанный телефонный номер. Это обстоятельство может способствовать созданию дополнительной временной нагрузки кассиров или продавцов, работающих с онлайн-кассами и осуществляющих обслуживание покупателей.

Контроль за производством спирта

С 1 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07. 2016 № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ). Согласно Закону № 261-ФЗ в России вводится обязательная государственная регистрация технического оборудования для производства этилового спирта. На самом деле, производство спиртовой продукции всегда представляло для нашей страны большую проблему. Длительное время через аптечные сети спиртовая продукция реализовывалась под видом настоек и лекарственных средств. После вступления в силу Закона № 261-ФЗ запрещается реализация в розницу этилового спирта в аптеках. Алкогольная и спиртосодержащая продукция, произведенная с использованием этанола, подлежит изъятию в целях пресечения ее незаконного оборота.