Минсельхоз не знает, куда деть излишки сахара

| статьи | печать

В прошлом году Россия вышла на первое место в мире по объему выпуска сахара из сахарной свеклы; уровень производства превысил уровень внутреннего потребления более чем на 500 000 т. В Минсельхозе считают, что вывоз излишков сахара за рубеж является важнейшим фактором сохранения доходности и поддержания инвестиционной привлекательности отрасли. Ведь профицит на внутреннем рынке приводит к высокой ценовой волатильности, которая в течение сезона может достигать 30 и более процентов. По мнению экспертов, на мировом рынке отечественный продукт неконкурентен: в 2016 г. произведенный в стране сахар стоил на 27% выше импортного.

За последние пять лет посевные площади сахарной свеклы увеличились на 31% и составили 1,2 млн га. С 2010 г. средний сбор сахара в пересчете на готовый продукт с 1 га вырос на 19%. По данным аналитической службы Союзроссахара, по состоянию на 4 декабря этого года произведено около 5,1 млн т сахара из свеклы урожая 2017 г. Валовое производство сахарной свеклы составило 50,9 млн т, из которых поступило на заводы более 40,0 млн т. Суточное производство сахара составляет около 41 000 т, что в 2,5 раза превышает внутреннее потребление.

Урожай растет вслед за посевами

«В этом году посевные площади сахарной свеклы были увеличены на 6%. Это позволит произвести свыше 6 млн т сахара. Ежегодная потребность населения России в сахаре составляет около 5,6—5,8 млн т. Такого количества сахара наши сельхозпроизводители никогда прежде не производили. Фактические результаты опровергают пессимистические прогнозы экспертов, которые предполагали, что к 2020 г. Россия будет в состоянии производить 5,4 млн т», — отметил заместитель Министра сельского хозяйства РФ Евгений Непоклонов на селекторном совещании о текущей ситуации на рынке сахара.

По его словам, учитывая высокие темпы производства сахара в 2017 г., экспортный потенциал свекловичного сахара может составить порядка 700 000 т. За период август 2016 — июль 2017 г. экспорт сахара составил 329 000 т. Росту экспорта также способствовали наличие дефицита сахара в мире по итогам прошедшего сезона на уровне до 5 млн т и благоприятная конъюнктура цен на мировом рынке сахара.

В Минсельхозе считают, что вывоз излишков сахара за рубеж является важнейшим фактором сохранения доходности и поддержания инвестиционной привлекательности отрасли. Ведь профицит на внутреннем рынке приводит к высокой ценовой волатильности, которая в течение сезона может достигать 30 и более процентов. Способствовать продвижению отечественной продукции за пределами страны призвана недавно утвержденная Программа развития экспорта свеклосахарной промышленности до 2020 г.

В документе говорится, что для увеличения объемов экспортной перевалки сахара и продуктов его переработки сегодня существуют ограничивающие логистические факторы. Речь идет о проблемах, возникающих при перевозке сельхозпродукции железнодорожным, водным и автомобильным транспортом. Сегодня российский сахар экспортируется в основном железнодорожным транспортом, так как минимальный объем железнодорожной перевозки составляет всего 67 т. В то же время в большинстве портов Черного и Каспийского морей существует жесткое ограничение на минимальный объем судовой партии (не менее 5000 т), вследствие чего производители теряют гибкость при принятии решения о поставках сахара за рубеж.

Еще одной серьезной проблемой является недостаток мощностей по хранению сахара в российских экспортных терминалах на Балтике (Усть-Луга, Калининград, Санкт-Петербург и т. д.). «При этом необходимо сбалансированное развитие складских мощностей и в затратном плане: для стимулирования экспорта сахара требуется снижение ставок по перевалке и хранению продукции АПК на экспорт», — считают авторы отраслевой программы.

По их мнению, в целях роста экспорта побочной продукции сахаропроизводства необходимо сделать торговлю мелассой и свекловичным жомом более доступной с точки зрения объемов и рентабельности. В частности, требуется решить проблему с весовым контролем при перевозках мелассы в автомобильных цистернах с разрешенной массой в 12 т, что недостаточно в условиях увеличения экспорта.

Кроме того, в аграрном ведомстве считают необходимым увеличить количество специализированных железнодорожных цистерн для перевозки мелассы, а также отменить ограничения, связанные с пропуском вагонов с жомом в направлении портов Латвии.

Для усиления позиций на целевых рынках Минсельхоз планирует сформировать специальные программы поддержки экспорта путем предоставления гарантий по экспортным кредитам и бонусов для продвижения экспорта продукции сельского хозяйства по аналогии с международными программами США по продовольственной помощи, такими, как PL-480 или GSM-102. При этом гарантии государства должны покрывать не менее 75% (в США до 92%) стоимости экспортного контракта. Такой подход позволит активно выходить на новые рискованные рынки и оказывать стимулирующее воздействие на импортеров для закупок, при этом появляется возможность отказа от дисконта при поставках (для выхода на новые рынки дисконт составляет от 10 до 20%). «Данное мероприятие может реализовываться в форме гарантий платежей в случае, если российские банки предоставляют кредиты зарубежным банкам для финансирования закупки сельскохозяйственных товаров России. Это будет дополнять созданную в рамках АО „Российский экспортный центр“ разветвленную систему финансовой поддержки и страхования экспортных контрактов», — заключили в аграрном ведомстве.

В настоящее время импортируют российский сахар Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Беларусь, Кыргызстан, Афганистан, Грузия, Сирия и Туркменистан. Отраслевые чиновники считают, что потенциальными рынками сбыта могут быть страны СНГ и Китай. Так, в КНР сахар производится из сахарной свеклы и тростника. Общий объем производства — около 11 млн т сахара. Потребление — более 15 млн т. Импорт сахара составляет 4 млн т в год. Из этого количества 1,94 млн т сахара импортируется в рамках тарифной квоты с пошлиной 15%. Свыше данного объема действует пошлина 95%. Основные экспортеры: Бразилия, Куба, Таиланд. Кроме того, по оценкам экспертов, в КНР ежегодно завозится контрабандно до 1 млн т сахара из соседних стран (Вьетнам, Таиланд, Мьянма).

В Минсельхозе полагают, что Россия могла бы экспортировать сахар в северный Китай. Для этого дипломаты будут в рамках двусторонних переговоров добиваться выделения тарифной квоты 15% на ввоз российского сахара.

Еще один импортер с хорошим потенциалом — Филиппины. В связи с активным развитием этаноловой программы в 2016 г. дефицит мелассы свекловичной в этом государстве оценивался в размере 474 000 т (в 2015 г. он был лишь 120 000 т). Страна также входит в десятку крупнейших импортеров мелассы в мире. Основные экспортеры: Таиланд, Индия, Вьетнам.

За границей наш сахар не ждут

Пока чиновники строят планы по развитию экспорта, ряд экспертов утверждает, что на мировом рынке российский сахар неконкурентен. Так, в аналитическом докладе по аграрному сектору, подготовленном Центром стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, говорится, что рост производства по ряду сельскохозяйственных продуктов произошел потому, что эти продукты были выгодны для их производителей. Практически все продукты растениеводства стабильно прибыльны даже без государственных субсидий. Так, рентабельность реализации такой продукции в последние годы превышала 20%, особенно зерна, подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля, овощей открытого грунта (последние за исключением 2012 г.). Менее выгодным оказалось производство плодов и овощей закрытого грунта. Устойчиво высокорентабельным было производство подсолнечника, для остальных культур (за исключением овощей закрытого грунта) характерны колебания в доходности более чем в два раза за наблюдаемый период.

«Однако рентабельность производства продукции внутри страны ничего не говорит о конкурентоспособности продукции, если внутренний рынок ограничен, если на нем наблюдается монополия внутренних или внешних поставщиков», — говорится в материалах ЦСР. Для оценки конкурентоспособности российского продовольствия на внутреннем и внешнем рынке эксперты используют методику ОЭСР19 — сопоставление национальных и мировых (так называемых справочных) цен, по которым сельхозпроизводители реализуют продукцию на пороге фермы (то есть цена реализации сельхозпроизводителей). Коэффициент получил название «номинальный коэффициент поддержки производителя соответствующего сельхозпродукта». Если коэффициент выше 1, то внутренняя цена выше, чем цена возможного импортера. В условиях открытого рынка внутренний производитель будет неконкурентен иностранному, его продукция еще на стадии фермы уже менее выгодная, чем импортная.

По всем основным видам зерна российская цена реализации ниже, чем справочные мировые цены, что подтверждает конкурентность российских производителей зерна и объясняет его успех на внешнем рынке.

Бурное развитие производства маслосемян и масла в России также стимулировалось высоким уровнем конкурентоспособности российских производителей по сравнению с производителями из других стран. Российские производители продавали подсолнечник на 8—25% дешевле, чем их конкуренты. Даже после этого подсолнечник оставался самой высокорентабельной культурой в сельском хозяйстве страны.

Высокий уровень рентабельности сложился при реализации сахара на внутреннем рынке. В то же время на мировом рынке российский сахар неконкурентен: его номинальный коэффициент защиты много выше 1. Если в 2010—2012 гг. российские закупочные цены приближались к мировым, то в 2016 г. произведенный в стране сахар стоил на 27% выше импортного.

Обратная ситуация складывается с российским картофелем — на глобальном рынке он вполне конкурентоспособен: коэффициенты защиты производителей равны единице, российские закупочные цены примерно равны мировой справочной цене. Несмотря на конкурентоспособность российских производителей картофеля, его экспорт, как и картофелепродуктов, практически отсутствует.