Деятельность коллекторов ограничили -1

| статьи | печать

В Государственной Думе РФ 21 июня 2016 года был утвержден Федеральный закон РФ, регулирующий коллекторскую деятельность и устанавливающий правила взаимодействия кредиторов, коллекторов, банков и микрофинансовых организаций с должниками.

Необходимость в принятии данного Закона носила буквально экстренный характер: за прошедший год неправомерные действия коллекторов неоднократно вызывали серьезный общественный резонанс.

Основной и, пожалуй, самый важный аспект принятого Закона о коллекторской деятельности – создание регулятора, который будет осуществлять ведение реестра коллекторских организаций и контроль за их деятельностью. На осуществление деятельности коллектора будет выдаваться особое разрешение (лицензия). Государственная пошлина за выдачу лицензии будет составлять 100 000 руб., и, что более важно, государственный регулятор будет контролировать деятельность коллекторских обществ, соответствие принципов правилам и требованиям, установленным в Законе.

Также установлены отдельные ограничения для коллекторов, а именно: возможность звонить должнику не чаще одного раза в день, совершать не более двух телефонных звонков в неделю. Время для данных звонков также регламентировано: с 8.00 до 22.00 в будние дни и с 9.00 до 20.00 в выходные и праздники. Новый Закон содержит запрет на применение к должникам физической силы, угрозы (в том числе применения силы), порчу имущества должника, оказание психологического давления. За допущенные нарушения коллекторская организация может лишиться лицензии и права работать на данном рынке.

Кроме того, законодатель вводит новеллу о том, что неправомерной является передача данных должника третьим лицам без письменного согласия, выданного после того, как наступила просрочка по кредиту. Это фактически означает, что коллекторская организация может принять долг в работу только с согласия заемщика, что на практике маловероятно. В данном случае, возможно, коллекторы обратятся к «схеме доверенностей» и будут попросту выступать в качестве представителя должника.

На наш взгляд, наиболее эффективным способом получения задолженности в установленном законом порядке является работа службы судебных приставов-исполнителей, поскольку именно им по закону предоставлено право осуществлять розыск, опись, реализацию имущества должника в рамках выполнения государственных функций. Более того, только государственные органы могут совершать действия, связанные, например, с запретом на пересечение государственной границы РФ в случае наличия непогашенной задолженности, что в ряде случаев является веским основанием для ее погашения. Возможно, именно в части взаимоотношения коллекторов и судебных приставов-исполнителей будет достигнут эффект правильного взаимодействия.

В случае же взаимодействия коллекторов с физическими лицами, которые не могут или не хотят погасить образовавшуюся и установленную судом задолженность, коллекторские организации должны будут придерживаться общепринятых норм корректного напоминания о существующей задолженности и также корректных требований ее погасить. Все прочее может быть расценено как оказание морального или физического давления, что новым Законом о коллекторской деятельности запрещается.

В заключение отметим, что за преступления, которые были совершены лицами, осуществлявшими так называемую коллекторскую деятельность до вступления в силу данного Закона (не допущенными законодательством к осуществлению этой деятельности), виновники понесут ответственность в установленном законом порядке. Задача (и право) каждого лица, в отношении которого данные действия совершаются или имеется угроза в их совершении, – немедленно обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением. В ряде случаев это защитит от неадекватных или преступных действий или предупредит возможность их наступления.