Участки одинаковые, а ставка земельного налога разная

| консультации | печать
Я имею в собственности два земельных участка, расположенных рядом друг с другом в селе в Московской области. Оба участка равноценны: по 5,5 соток каждый с одинаковой кадастровой стоимостью. В 2017 г. пришло уведомление от налоговиков, где земельный налог по одному участку рассчитан по ставке 0,3%, а по другому — по ставке 1,5%, хотя ранее по нему налоговики применяли ставку 0,3%. Как такое возможно?
В этом же уведомлении произведено доначисление налога за 2015 и 2014 г. При расчете доплаты за 2015 г. учтен ранее уплаченный налог, а за 2014 г. — нет, хотя квитанция о его уплате у меня имеется. Что стоит предпринять в данной ситуации? Правомерны ли требования о доплате, если за каждый год налоги были уплачены по выставленным уведомлениям из налоговой инспекции?

Почему могут быть разные ставки налога

Земельный налог относится к местным налогам (п. 1 ст. 15 НК РФ), и налоговые ставки по нему определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 1 ст. 394 НК РФ). Установленные местными органами власти ставки налога не должны превышать:

  • 0,3% — по земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемым для сельскохозяйственного производства; занятым жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенным (предоставленным) для жилищного строительства; приобретенным (предоставленным) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченным в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

  • 1,5% — в отношении прочих земельных участков.

При установлении местными органами власти ставок налога допускается их дифференцирование в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ). Таким образом, ставка налога по участку зависит от категории земли и вида ее разрешенного использования.

Из текста вопроса следует, что оба участка расположены в границах одного населенного пункта. Согласно п. 2 ст. 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Таким образом, оба участка имеют одну категорию — «земли населенных пунктов».

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Земли населенных пунктов могут относиться к различным территориальным зонам. Их перечень приведен в п. 1 ст. 85 ЗК РФ. Границы территориальных зон располагаются таким образом, чтобы каждый земельный участок принадлежал только к одной зоне (п. 2 ст. 85 ЗК РФ). Таким образом, несмотря на то, что оба участка расположены рядом, они могут относиться к различным территориальным зонам и иметь разный вид разрешенного использования. Например, один участок может принадлежать к жилой зоне (подп. 1 п. 1 ст. 85 ЗК РФ), а другой — к иной территориальной зоне (подп. 9 п. 1 ст. 85 ЗК РФ). Соответственно, по первому участку должна применяться ставка 0,3%, а по второму — 1,5%.

Узнать категорию и вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав на сайте Росреестра выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Вправе ли налоговики пересчитывать налог

Физические лица самостоятельно не рассчитывают земельный налог, а уплачивают его на основании налогового уведомления (п. 4 ст. 391, п. 4 ст. 397 НК РФ). Перечислив в бюджет указанную в уведомлении сумму, гражданин считается выполнившим свою обязанность по уплате налога (п. 3 ст. 45 НК РФ).

Налогоплательщики обязаны платить законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ, подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Это правило распространяется на всех налогоплательщиков, в том числе и тех, кто самостоятельно не рассчитывает налог и уплачивает его на основании налоговых уведомлений, полученных от налоговиков. Следовательно, если в соответствии с законом налог по участку должен был рассчитываться по ставке 1,5%, а он был ошибочно исчислен исходя из ставки 0,3%, налоговики вправе осуществить пересчет, и налогоплательщик должен произвести доплату. Поскольку налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 2 ст. 52 НК РФ), пересчитать налог инспекторы могут за 2016, 2015 и 2014 гг.

Что следует предпринять

В форме налогового уведомления (утверждена приказом ФНС России от 07.09.2016 № ММВ-7-11/477@) указано, что в случае возникновения вопросов, связанных с исчислением налога по конкретному объекту, а также если в уведомлении обнаружена недостоверная информация, нужно сообщить об этом в налоговый орган. Таким образом, надо обратиться с заявлением в налоговую инспекцию по месту нахождения земельных участков с просьбой указать причину пересчета налога по ставке 1,5% и сообщить налоговикам о неучете ими при пересчете налога платежа за 2014 г. К заявлению нужно приложить копию квитанции об уплате налога за 2014 г.

Утвержденной формы такого заявления нет. Поэтому оно может быть составлено в произвольной форме. В качестве образца можно взять рекомендованную форму письменного запроса, приведенную в приложении 6 к Административному регламенту Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, утвержденному приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н (далее — Административный регламент). Заявление в налоговую инспекцию можно представить лично, направить по почте или в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России (п. 90 Административного регламента).

Рассматривать заявление налоговики могут в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в налоговой инспекции (п. 93 Административного регламента). Регистрация заявления, представленного лично или через интернет, осуществляется в день его получения, а направленного по почте — не позднее следующего рабочего дня за днем поступления заявления в инспекцию (п. 94, 95 Административного регламента).

Получив заявление о пересчете налога, налоговая инспекция при наличии оснований в течение 30 дней обнулит ранее начисленную сумму налога и направит гражданину новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога (письмо ФНС России от 01.12.2016 № БС-4-21/22888@).

Обратите внимание, направление в налоговый орган заявления с вопросами, связанными с исчислением налога по конкретному объекту, не отменяет и не приостанавливает обязанность по уплате налога по данному объекту. На основании полученного уведомления земельный налог по спорному участку должен быть уплачен не позднее 1 декабря 2017 г. (п. 1 ст. 397 НК РФ). Поэтому, если до этой даты от налоговиков не получено новое уведомление, налог по спорному участку нужно заплатить в сумме, указанной в первоначально полученном уведомлении. В дальнейшем, если налоговики произведут пересчет и уменьшат сумму налога или доплаты, сумму образовавшейся переплаты можно будет зачесть в счет будущей уплаты налога или вернуть (п. 1 ст. 78 НК РФ).