Малому бизнесу пообещали «большой пирог» на 3 трлн руб.

| статьи | печать
Малому бизнесу пообещали «большой пирог» на 3 трлн руб.

Размер закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса увеличится в следующем году до 3 трлн руб., отмечали участники конференции «Совершенствование механизмов доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков». Увеличение веса «большого пирога» обеспечит расширение перечня госкомпаний с обязательной квотой закупок у МСП и рост ее доли.

В прошлом году объем закупок крупнейших заказчиков у малого и среднего бизнеса, по словам главы Корпорации МСП Александра Бравермана, составил 1,511 трлн руб. С января по ноябрь 2017 г. этот показатель вырос до 1,741 трлн руб. «Сравнительный анализ показывает повышение уровня взаимного доверия заказчиков и субъектов МСП, что позволяет говорить о существующих возможностях дальнейшего расширения такого сотрудничества», — подчеркнул г-н Браверман.

Средняя доля закупок у субъектов МСП по результатам «спецторгов» в 2017 г. равнялась 29,5%, что в 2,9 раза превышает нормативно установленный уровень (10%). Номенклатура закупок у малых и средних компаний расширена до 157 000 позиций. В число лидеров по объему закупок у малых и средних предпринимателей вошли РЖД, «Ростелеком», «РЖДстрой», «Роснефть» и Сбербанк.

До конца ноября планируется подписание постановления Правительства РФ, которое позволит расширить перечень госкомпаний, для которых будут действовать обязательные квоты на закупки у МСП. Если сегодня к их числу относятся организации с объемом годовой выручки в 1 млрд руб., то в следующем году для попадания в этот список будет достаточно показателя в 500 млн руб.

«Предполагается, что введение этой нормы увеличит число крупнейших госкомпаний с 419 в настоящее время до 1596, — отметил руководитель Корпорации МСП. — Перечень конкретных госкомпаний, которые будут отнесены к числу крупнейших, планируется сформировать в феврале 2018 г.».

Кроме того, увеличится обязательная доля закупок у малых и средних предпринимателей — с 10 до 18%. Впрочем, она и сейчас уже фактически значительно выше одной десятой объема закупок крупнейших госкомпаний.

Для облегчения процедуры доступа малого и среднего бизнеса специалисты «Единой электронной торговой площадки» (ЕЭТП) разработали новый тип закупочной процедуры для проведения закупок малого объема. Он лег в основу специальной торговой площадки «Сервис малых закупок».

Уникальность этой разработки, по оценке руководителя ЕЭТП Антона Емельянова, заключается в интегрированной системе нормативно-справочной информации, состоящей из классификатора ОКПД2 и справочника нормализованных позиций.

Для компаний МСП, большинство из которых зачастую не обладают крупными финансовыми и кадровыми ресурсами, необходимыми для правильного участия в закупках, использование сервиса позволит значительно расширить сбыт своей продукции, минуя возможных посредников. С поставщиков полностью снимаются не свойственные им функции. Для них работа с сервисом состоит из трех шагов: регистрация — размещение прейскуранта на свои товары и услуги — участие в закупке.

А заказчикам «Сервис малых закупок» существенно упростит, ускорит процессы проведения закупок и станет подспорьем для исполнения их квоты по субъектам МСП.

Расширение перечня госкомпаний и увеличение обязательной доли закупок у МСП позволит в 2018 г. увеличить объем приобретаемых у МСП товаров и услуг до 3 трлн руб.

А замдиректора Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Дмитрий Готовцев сообщил, что в дальнейшем возможно снижение порога выручки для отдельных юрлиц, обязанностью которых являются закупки у МСП, до 250 млн руб.