Подводные камни иностранного бизнеса в России

| статьи | печать

Несмотря на все существующие трудности, Россия по-прежнему представляет значительный интерес для иностранных инвесторов. Однако ведение бизнеса в нашей стране имеет определенные особенности и, порой, связано с серьезными рисками. Как же иностранцу приступить к завоеванию российского рынка юридически грамотно, и с какими подводными камнями он может здесь столкнуться?

Выбираем честных контрагентов

Прежде всего, иностранному инвестору необходимо иметь в виду, что Россия при первом Президенте РФ Борисе Ельцине и Россия при нынешнем главе государства Владимире Путине – это абсолютно разные по своей правовой природе страны. Сегодня россияне уже хорошо знают, что такое частная собственность, а государство понимает важность обеспечения прозрачных отношений с бизнесом и делает все возможное, чтобы компании работали «в белую» и уплачивали все законодательно установленные налоги.

Вместе с тем необходимо четко понимать, что определенные риски существуют и поныне. В первую очередь они связаны с тем, что в стране все еще остаются предприниматели, жаждущие заработать побольше денег любой ценой, в том числе и пренебрегающие уплатой налогов. Вот в этом-то и кроется, пожалуй, главная опасность для иностранного бизнесмена. Казалось бы, какое дело цивилизованному зарубежному инвестору до сомнительных приемов ведения бизнеса некоторых недобросовестных российских предпринимателей? Все дело в том, что современное бизнес-сообщество в России все же еще не привыкло платить абсолютно все налоги. А перед российскими налоговыми органами, в свою очередь, на сегодняшний день стоит не формальная цель применения доначислений к таким компаниям, игнорирующим установленную законом обязанность по уплате налогов, а задача реального наполнения государственного бюджета, то есть действительного взыскания налоговых долгов со способных платить компаний.

Таким образом, первый вывод, который можно сделать: иностранному инвестору надо работать только с теми российскими контрагентами, которые честно платят налоги, то есть являются добросовестными.

При этом, однако, зарубежному бизнесмену необходимо учитывать еще одно но: нигде в российском законодательстве не закреплено понятие «добросовестного контрагента», оно попросту размыто по многочисленной судебной практике. В связи с этим иностранному инвестору необходимо разработать самостоятельно либо с помощью профессиональных консультантов методику проверки контрагентов во избежание проблем в будущем, в том числе в части отношений с российскими налоговыми и правоохранительными органами. Какие же цели будет преследовать такая проверка?

1. Создание условий для отклонения всех возможных претензий со стороны налоговых и правоохранительных органов, связанных с исключением из состава расходов по налогу на прибыль и непринятием к вычету сумм налога на добавленную стоимость (далее – НДС), уплаченных недобросовестному поставщику.

2.Подготовка доказательной базы на случай возможного налогового спора с целью подтвердить реальность взаимоотношений с «проблемными» контрагентами.

3. Предупреждение возможных негативных гражданско-правовых последствий, связанных с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) от неблагонадежного контрагента.

Кстати, одновременно имеет смысл также разработать и внедрить в компании и методику управления дебиторской задолженностью. К сожалению, в России обещание заплатить вовремя, данное контрагентом, на деле может обернуться дорогостоящими судебными процессами, а в связи с участившимися случаями банкротства юридических лиц иностранный партнер с контрагента, которому он поставил товар (выполнил работу, оказал услугу), может вообще ничего не получить, да и товар вернуть не удастся. А это уже прямые убытки.

Бенефициары под угрозой

Сегодня в стране задан вектор привлечения к налоговой ответственности не номинальных директоров и собственников компаний, а конкретных конечных бенефициаров, то есть лиц, которые реально управляют бизнесом и принимают стратегически важные для него решения.

Так, в российском уголовном законодательстве сегодня имеется норма, избавляющая от уголовной ответственности номинальных лиц в случае, если последние укажут на конкретных бенефициаров, то есть истинных владельцев бизнеса. Российское законодательство о банкротстве также меняется в сторону приоритетности удовлетворения требований именно налоговых органов и применения субсидиарной ответственности к бенефициарам компаний. Для чего это делается? Ответ прост: государство понимает, что только конкретное лицо (бенефициар) будет искать деньги, чтобы погасить долг перед государством и не оказаться в тюрьме, только у такого лица может быть имущество, достаточное для погашения требований фискальных органов.

Кстати, специально для случаев, когда даже бенефициар оказывается не в состоянии расплатиться с государством, Федеральным законом от 29.12.2014 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» были внесены поправки, позволяющие применять процедуру банкротства к физическим лицам.

При этом важно, что механизмы банкротства сейчас используются не только фискальными органами, но и недобросовестными контрагентами, которые считают банкротство инструментом захвата приглянувшегося бизнеса. Далекий от российских реалий иностранный бизнесмен должен понимать, что если у него нет мажоритарного кредитора в банкротстве, то в 90% случаев свой бизнес в нашей стране он потеряет навсегда. А если банкротство затронуло еще и его компанию, на которую были заведены все активы (основные средства), то «вытащить» их в отсутствие своеобразного контроля над процедурой банкротства, как представляется, будет практически невозможно.

«Сюрприз» от банка и налоговой

Следует иметь в виду и существенные риски, связанные с произошедшими в конце 2016 года изменениями в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), которые позволили кредитным организациям приостанавливать операции по счетам и даже блокировать последние. На практике это выглядит так.

Например, компании необходимо сделать платеж в пользу иностранного лица, в том числе, возможно, перевести ему дивиденды. Однако, как только соответствующее платежное поручение «подвешивается» в банкинг, служба безопасности банка практически в 90% случаях тотчас блокирует операции по счетам. В дальнейшем клиенту банка придется доказывать, что платеж совершается им законно и перечисление денег за рубеж не имеет цели легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Более того, многие «топовые» банки уже внедрили систему автоматической проверки надежности контрагентов «Светофор» и в отношении российских компаний, поэтому теперь такие «сюрпризы», связанные с блокировкой счетов по Закону № 115-ФЗ, совершенно неожиданно можно получить и при расчетах с российским контрагентом, если последний оказался в «черном списке» банка из-за сомнительных операций, подпадающих под нормы Закона № 115-ФЗ.

Налоговые органы от банков не отстают. Этой осенью они стали практиковать новый подход, заключающийся в вынесении решения о блокировке счетов, а также любых регистрационных действий с юридическим лицом на основании несоответствия адреса юридического лица. В случае, если указанный компанией в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) юридический адрес не подтверждается, фискальный орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности адреса ее места нахождения. То есть, если юридическое лицо всего лишь зарегистрировано по тому или иному адресу, а реально там не находится, такая запись в ЕГРЮЛ непременно появится – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это очень усложняет работу с контрагентами, так как по этой причине компания становится неблагонадежной для них.

Защищаемся комплексно

Что же в итоге получается – лучше иностранцу вообще не работать в России? Конечно же, нет. Российская экономика развивается очень хорошими темпами, и на сегодняшний день есть все предпосылки к тому, что зарубежный бизнесмен, инвестировавший в бизнес свои знания и умения, а также опыт, полученные в экономически более развитых странах, сможет занять достойную нишу в соответствующей бизнес-отрасли в России. Следует только знать местные риски и заблаговременно предпринять меры, необходимые для того, чтобы они никогда не реализовались на практике.

Как же избежать описанных выше рисков? Наш ответ прост: при построении бизнеса в России необходимо действовать строго в рамках правового поля, грамотно выстраивая юридическую структуру с привлечением опытных консультантов и применяя только те механизмы налоговой оптимизации, которые допустимы российским законодательством.

И еще очень важно «не складывать яйца в одну корзину», четко отделив финансово-хозяйственную деятельность от имущественного комплекса с целью защиты последнего. Для чего это делать? Поясним.

Взыскание налоговых долгов с компании при отсутствии у нее денежных средств и ликвидных активов является основанием для привлечения к ответственности взаимозависимого лица (абз. 8, 9 подп. 2 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ; далее – НК РФ).

Налоговые органы настаивают на взаимозависимости, если обнаружат, что компания перевела деятельность на подконтрольное юридическое лицо. Они исследуют родственные отношения между учредителями и сотрудниками компаний и на этом основании признают организации зависимыми лицами.

Большинство судов в настоящее время взыскивают налоговую задолженность с формально независимого юридического лица.

Суды признают лица зависимыми для целей подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ и удовлетворяют иски о взыскании налоговой задолженности по НДС, пени, штрафа по налогу на прибыль в связи с неисполнением обязанностей по оплате доначисленных сумм налога налогоплательщиком, в отношении которого проводилась налоговая проверка.

Таким образом, при построении юридических структур группы компаний необходимо учитывать их взаимосвязь.

Четких критериев, позволяющих установить взаимосвязанность компаний между собой в российском законодательстве, к сожалению, нет – все признаки сформированы исключительно судебной практикой. Вместе с тем некоторые «отличительные черты» все же можно выделить: общий персонал, один адрес места нахождения, один IP-адрес, регулярные взаимные займы между компаниями для устранения кассовых разрывов и т. д.

«Не обжечься» иностранному бизнесмену в этом случае опять-таки помогут только профессиональные консультанты. Начинать строить свой бизнес в России без их помощи на деле оказывается куда более затратно, чем с ней, ведь, как известно, неправильно сделанный первый ход может решить исход всей шахматной партии в целом. Так, только разработка наиболее эффективного формата юридической структуры бизнеса и владения активами позволит собственнику обеспечивать контроль за бизнес-процессами в российской юрисдикции без риска потери активов и в условиях наиболее комфортной системы налогообложения, то есть внедрить наиболее эффективную структуру налогового планирования.

Только верно выстроенная структура бизнеса, начиная от выбора формы юридического лица (будь то акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью), уже на стартовом этапе позволяет создать систему инвестирования и реинвестирования бизнеса.

При этом мало грамотно сформировать юридическую структуру бизнеса – надо также выстроить и управленческий контроль, выработать и интегрировать в бизнес-процессы правильную систему мотивации персонала. Это также важная задача, для решения которой иностранному инвестору в России непременно понадобятся консультанты.