Особенности продажи ювелирных изделий

| статьи | печать

Организация продает очки, в том числе ювелирные оправы, приобретенные по договору купли-продажи. Продукция приобретается у производителей. Ювелирная продукция передается на реализацию комиссионеру. Существуют ли нормативные ограничения в отношении такой сделки?

С. Воронец, г. Великие Луки

Ответ. Прежде всего отметим, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Абзацем 3 того же пункта установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не относит торговлю ювелирными изделиями, в том числе через комиссионеров, к лицензируемым видам деятельности.

Правила главы 51 ГК РФ о комиссии не ограничивают участников гражданского оборота в праве заключить договор комиссии, направленный на реализацию комиссионером принадлежащей комитенту ювелирной продукции.

Не содержит подобных ограничений и Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Заметим, что Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 № 569, не распространяются на отношения комитента, являющегося юридическим лицом, и комиссионера, связанные с передачей комитенту ювелирных изделий для их последующей реализации, так как для целей этих Правил под комитентом понимается гражданин, сдающий товар на комиссию в целях продажи товара комиссионером за вознаграждение (п. 1 указанных Правил).

Можно также отметить, что особенности продажи ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней установлены разделом VII Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. Однако и эти Правила неприменимы к отношениям по договору комиссии, который заключается комитентом – юридическим лицом и комиссионером в целях продажи ювелирной продукции комитента, поскольку они регулируют правоотношения, возникающие при розничной купле-продаже товаров (подп. 1, 2 названных Правил). Следовательно, они могут иметь значение для отношений комиссионера и покупателя, если он является гражданином, приобретающим ювелирные изделия не в связи с предпринимательской деятельностью.

Поэтому мы полагаем, что в отсутствие специального нормативного регулирования, из которого вытекали бы ограничения на реализацию ювелирных изделий через комиссионера, организация, осуществляющая торговлю ювелирными изделиями (ювелирными оправами), вправе передать такую продукцию комиссионеру для ее последующей продажи конечным покупателям.

Вместе с тем законодательством могут устанавливаться определенные требования, связанные с торговлей ювелирными изделиями, которые должны учитываться сторонами договора комиссии.

В частности, согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» для целей этого федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в частности, организации, осуществляющие куплю-продажу ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

В силу подп. 4 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий входит в перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, предусмотренные этой нормой сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Напомним, что для целей применения Закона № 115-ФЗ уполномоченным органом является Росфинмониторинг (п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808).

В правоприменительной практике не сложилось единого мнения по вопросу о том, распространяется ли обязанность по представлению в уполномоченный орган сведений об операции, подлежащей обязательному контролю, на комитента в случае передачи им комиссионеру ювелирных изделий на сумму 600 тыс. руб. или более.

Так, в информационном сообщении Росфинмониторинга от 26.03.2010 «Типовые вопросы по применению некоторых норм Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» указывается, что, поскольку действия комитента и комиссионера направлены исключительно на совершение сделок купли-продажи драгоценных металлов или драгоценных камней, требования ст. 6 и 7 Закона № 115-ФЗ распространяются и на комиссионера, и на комитента.

К аналогичным выводам в ряде случаев приходили и суды (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 № 09АП-15921/14).

Однако в п. 15 Информационного письма от 10.02.2016 № 50 Росфинмониторинг занял несколько иную позицию по этому вопросу, сообщив, что, учитывая положения ст. 3 Закона № 115-ФЗ в части определения понятия «клиента», подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, ст. 990 ГК РФ, сведения в Росфинмониторинг по операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым в рамках договора комиссии, представляются комиссионером.

Вместе с тем Верховный Суд РФ в Постановлении от 21.07.2015 № 301-АД15-7554 признал обоснованным привлечение к административной ответственности согласно нормам ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях индивидуального предпринимателя (комитента) за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операции по передаче комиссионеру ювелирных изделий на сумму свыше 600 тыс. руб.

Поэтому мы полагаем, что если с учетом суммового критерия, предусмотренного п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ, передача комиссионеру на реализацию ювелирных изделий (оправ) относится к операциям, подлежащим обязательному контролю, комитенту следует представить соответствующие сведения в Росфинмониторинг в установленный для этого срок. В ином случае существует вероятность привлечения комитента и его должностных лиц к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.