Готовящееся к ликвидации акционерное общество не передало реестр акционеров регистратору, адрес его регистрации признан недостоверным: что делать?

| консультации | печать
ЗАО было зарегистрировано в 1998 г., в последние годы деятельность не осуществляло. Ликвидацию организация откладывала на потом, а пока прилежно сдавала нулевые отчеты. Учредитель ЗАО — одно физическое лицо. Штат — генеральный директор и главный бухгалтер, оба трудоустроены на полставки и находятся в бессрочном отпуске за свой счет. Ни до 1 октября 2014 г., ни после ЗАО так и не передало реестр акционеров специализированной организации.
Месяц назад совершенно случайно узнали, что с 30 мая 2017 г. общество имеет отметку о недостоверности адреса в ЕГРЮЛ.  
И учредитель, и генеральный директор работают еще и в другой, активно ведущей деятельность фирме, поэтому возможная дисквалификация очень нежелательна.
В связи со всем этим было решено начать все-таки ликвидироваться, но есть вопросы. Все ли проблемы необходимо устранить — адрес сменить и договор с регистратором заключить, чтобы начать ликвидацию? Или чем-то можно пренебречь? На какой адрес заменить тот, что сейчас считается недостоверным, если по факту организация действительно нигде не находится, поскольку не ведет деятельность? На домашний?

С 1 октября 2014 г. все акционерные общества должны были в обязательном порядке передать функции по ведению реестра акционеров специализированному регистратору. Ответственность за неисполнение этой обязанности предусмотрена п. 2 ст. 15.22 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до двух лет, а также штрафа для юридических лиц в размере от 700 000 до 1 млн руб. Уплата штрафа при этом не отменяет обязанности общества передать реестр регистратору.

По данным ЦБ РФ на 2016 г., около половины акционерных обществ так и не передали ведение реестров регистраторам. Практике известны случаи привлечения обществ к административной ответственности. Притом что суды (если хозяйствующий субъект оспаривал действия регулятора) во многих случаях отказывали в снижении штрафа в 700 000 руб. по причине малозначительности деяния (постановление АС Волго-Вятского округа от 01.11.2016 № Ф01-4675/2016 по делу № А29-10480/2015). Между тем Банк России так и не приступил к массовому привлечению АО и их руководителей к административной ответственности.

Общества с несколькими участниками, не передавшие ведение реестра регистраторам, оказываются в достаточно сложной ситуации. Дело в том, что решения общего собрания акционеров и состав участников, присутствующих при их принятии, должны быть удостоверены. Для непубличных обществ это могут делать нотариус или регистратор, который ведет реестр общества, а в публичных — только регистратор (ст. 67.1 ГК РФ). Согласно п. 107 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» решения, принятые общим собранием акционеров без надлежащего удостоверения, являются ничтожными.

При этом согласно письму ФНП от 01.09.2014 № 2405/03-16-3 «О направлении пособия по удостоверению нотариусом принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии» для удостоверения решений нотариус потребует от общества предоставления списка акционеров. И пока реестр не передали регистратору, такого списка не будет, нотариус не сможет оказать услуги по удостоверению решений. Соответственно, без передачи реестра регистратору общество не сможет принять решение в том числе о ликвидации. На практике большинство нотариусов отказываются удостоверить решение общего собрания в отсутствие надлежащего реестра акционеров.

С обществом с единственным участником ситуация несколько проще. Требование о нотариальном удостоверении, установленное ст. 67.1 ГК РФ, на решение единственного участника общества не распространяется (Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 4 (2016), письмо ФНС России от 28.12.2016 № ГД-4-14/25209@). Таким образом, в рассматриваемом случае обществу ничто не мешает и в отсутствие переданного регистратору реестра принять решение о ликвидации. Учредитель, конечно, может попытаться передать реестр регистратору. На сегодняшний день отсутствует какой-либо специальный механизм уведомления Банка России об эмитентах, передавших реестр акционеров уже после установленного законом срока. Между тем необходимо учитывать, что регистратор в случае заключения договора на ведение реестра с эмитентом уведомляет об этом Банк России. Соответственно, существует риск того, что действиями по передаче реестра общество привлечет к себе внимание регулятора, и в результате выяснится, что срок для передачи реестра попущен.

Представление недостоверных сведений об адресе места нахождения организации образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.25 КоАП РФ. Согласно п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб. Повторное совершение данного административного правонарушения влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (п. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).

Процесс добровольной ликвидации общества, не осуществляющего деятельность, занимает, как правило, около трех месяцев (может и больше). В таком случае существует риск того, что его генеральный директор будет привлечен повторно к ответственности за регистрацию по фиктивному адресу. Мерой ответственности в таком случае является дисквалификация.

Госрегистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа (п. 2 ст. 54 ГК РФ). При этом государственная регистрация общества может быть произведена по адресу жилого объекта недвижимости. Как было отмечено в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации. В то же время регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Подобной логики придерживались и арбитражные суды округов в своих недавних постановлениях (постановления АС Дальневосточного округа от 27.02.2017 № Ф03-429/2017 по делу № А73-12108/2016, Западно-Сибирского округа от 13.05.2016 № Ф04-1311/2016 по делу № А81-4028/2015).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации общество сможет указать в качестве юридического адреса место жительства как генерального директора, так и учредителя организации.