Рынок услуг продолжает стагнировать

| статьи | печать

Анализ делового климата в сфере услуг, проведенный Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на базе ежеквартального опроса Росстатом руководителей около 5500 организаций данной сферы, показал продолжение ее стагнации в III квартале. Но их надежды на ближнюю перспективу умеренно оптимистичны.

Эксперты ЦКИ отмечают, что результирующий индикатор обследования — сезонно сглаженный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг — не покидает зону отрицательных значений уже более трех лет, указывая на неблагоприятный деловой климат в этом секторе экономики. Рост на 3 п.п. в начале текущего года позволил ИПУ выйти из диапазона рекордно низких результатов 2015—2016 гг., но затем позитивная тенденция не получила дальнейшего развития. В II и III кварталах 2017 г. индикатор оставался на отметке –4% — это, подчеркивают аналитики Центра, лучшее значение за последние 11 кварталов, однако оно значительно ниже предкризисного уровня ИПУ.

Преимущественно позитивно в III квартале 2017 г. были настроены только предприниматели, оказывающие страховые, санаторно-курортные и творческие (в области искусства и организации развлечений) услуги. В этих видах деятельности значения ИПУ расположились в диапазоне от +2 до +7%. Наибольший пессимизм проявил риелторский бизнес, что, отмечают авторы анализа, не удивительно в условиях перманентного спада на рынке недвижимости в последние годы.

Спрос замедлил сокращение, но…

Спрос на услуги в III квартале продолжал сокращаться, но менее интенсивно, чем кварталом ранее, — баланс оценок изменения показателя составил –11%, превысив на 2 п.п. значение предыдущего квартала.

При этом более трети респондентов считали, что текущий уровень спроса на оказываемые услуги ниже «нормального» (в относительно благополучный период 2012—2013 гг. такого мнения придерживалась лишь четверть предпринимателей, напоминают эксперты ЦКИ). Снизилась востребованность практически всех наблюдаемых видов услуг, особенно сильно — рекламных и риелторских. Нулевой баланс, свидетельствующий об отсутствии изменений данного параметра, сложился лишь в сегменте предоставления страховых услуг.

Согласно обобщенным мнениям предпринимателей, в III квартале 2017 г. продолжал сокращаться и объем предоставляемых услуг. Баланс оценок изменения числа заключенных договоров (количества обслуженных клиентов) составил –12%, что на 1 п.п. выше значения предыдущего квартала. Снизился объем услуг во всех наблюдаемых видах деятельности; наиболее часто это отмечали рекламщики (–21%), реже других — страховщики (–6%).

Темпы снижения занятости, исходя из результатов обследования, практически не менялись на протяжении последних лет, баланс оценок изменения численности работников колебался в узком диапазоне от –7 до –9%. В III квартале 2017 г. наиболее активно сокращали штаты руководители рекламных и риелторских компаний. Напротив, незначительный рост числа работников наблюдался в сегментах оказания страховых, ломбардных и стоматологических услуг.

Исходя из оценок динамики полученной прибыли (баланс оценок изменения показателя составил –17%), аналитики ЦКИ заключают, что финансовое состояние сервисных организаций продолжало ухудшаться. Снижение объема прибыли отмечалась во всех наблюдаемых видах услуг, наиболее интенсивное — в рекламном и риелторском сегментах. Страховые компании по результатам предыдущего обследования были близки к положительному финансовому результату, однако в III квартале страховщики проявили больший пессимизм, и баланс оценок в этом виде деятельности снизился на 5 п.п., до –7%.

Оценивая экономическое положение организаций в III квартале 2017 г., 16% участников обследования сообщили о «благоприятной» экономической ситуации, 67% — об «удовлетворительной» и 17% — о «неблагоприятной». Максимальное количество позитивных мнений (33%) было получено от предпринимателей, оказывающих творческие услуги, а негативных (26%) — из сегментов пассажирского транспорта и ремонта предметов личного потребления.

Результаты опроса свидетельствуют экспертам Центра об отсутствии роста цен на услуги в III квартале 2017 г.: большинство респондентов сообщили о неизменности расценок, 8% констатировали их рост и столько же — снижение. При этом заметно подешевели ломбардные, рекламные и риелторские услуги, менее существенно — услуги связи, гостиниц и страхования.

…остался главным ограничителем

Рейтинг факторов, ограничивающих развитие сферы услуг, на протяжении последних трех лет возглавляет дефицит спроса на услуги, с которым связывает проблемы бизнеса почти половина (47%) предпринимателей. Негативное воздействие недостатка финансовых средств организаций констатировали 43% респондентов, около трети отметили в этой связи налоговый прессинг и большую отчетную нагрузку. Заметное давление на бизнес недобросовестной конкуренции, недостатка квалифицированного персонала, высокой арендной платы и дорогих кредитов выделили от 15 до 21% респондентов, еще реже упоминались недостаток помещений и пробелы в законодательстве. Коррупция органов власти не рассматривалась подавляющим большинством участников обследования как значимая проблема.

Надежды подпитывают, но не убеждают

Ожидания предпринимателей на IV квартал 2017г. выглядят в меру оптимистичными, по большинству показателей обследования сложились положительные балансы прогнозных оценок. Нулевой баланс оценок ожидаемого изменения численности занятых говорит в пользу того, что большинство предпринимателей не намерены сворачивать бизнес в ближайшем будущем. Не ожидается заметного повышения цен на услуги: баланс соответствующих оценок остался на одной из самых низких отметок за весь период наблюдений (+2%). К негативным моментам, считают эксперты ЦКИ, можно отнести только ожидаемое снижение прибыли организаций, баланс оценок вновь вернулся к отрицательным значениям (–2%) после положительных величин двух предыдущих кварталов.

Однако, подчеркивают они, не менее (а по ряду показателей даже более) благоприятные прогнозы, сформированные на основании мнений предпринимателей в первой половине года, затем не вполне оправдались.

«Совокупные прогнозы респондентов по результатам предыдущего раунда обследования свидетельствовали о возможном выходе сферы услуг из стагнации во второй половине текущего года при условии сохранения макроэкономической стабильности и улучшения динамики реальных доходов населения, — комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. — В III квартале текущего года было выполнено только первое из этих двух условий — макроэкономические потрясения отсутствовали. Однако роста реальных располагаемых денежных доходов населения пока не наблюдается. После долгожданной стабилизации показателя в мае — июне в июле реальные доходы опять ушли в минус, снизившись относительно июля предыдущего года на 0,8%. Восстановление платежеспособного спроса населения на товары и услуги, таким образом, вновь отложено до лучших времен, а без этого устойчивое развитие организаций сферы услуг невозможно».

По словам ученого, благополучие большинства сервисных организаций очень жестко зависит от потребительской активности населения. Причем, подчеркивает он, в отличие от жилищного строительства или торговли товарами длительного пользования, также ориентированными на конечный спрос со стороны населения, предприниматели из сферы услуг не могут рассчитывать на компенсацию отложенного спроса при возможном росте доходов в будущем. Феномен накопления отложенного спроса не срабатывает: отмененная туристическая поездка, пропущенный спектакль, не купленная страховка остаются в прошлом и не будут компенсированы ажиотажным спросом при росте благосостояния населения.

Очевидно, считает Г. Остапкович, что развитие рынка услуг пока не может выйти за рамки стагнационного сценария. Несмотря на позитивную в целом макроэкономическую ситуацию, постепенный рост промышленного производства и инвестиций в основной капитал, сфера услуг показала весьма неуверенную динамику. В частности, напоминает он, объем платных услуг в июле 2017 г. снизился на 0,8% по сравнению с июлем предыдущего года, а по итогам января — июля в целом наблюдался крайне незначительный рост на 0,1%.

«К позитивным результатам обследования можно было бы отнести низкие инфляционные ожидания в сфере услуг, — отмечает руководитель ЦКИ, — если бы в данном случае они не были обусловлены низким платежеспособным спросом и сохранением избирательно-сберегательной модели поведения домашних хозяйств».

Указывает он и на то, что продолжает снижаться так называемый «индекс ломбардов». Индекс предпринимательской уверенности, рассчитанный для этого вида услуг, сохраняет отрицательное значение уже шесть кварталов подряд (в самый трудный для потребителей период в 2015 — начале 2016 гг. ИПУ в ломбардной деятельности был самым высоким среди всех сегментов сферы услуг). Такие результаты определенно свидетельствуют о том, что потенциальные пользователи услуг ломбардов, то есть значительная часть населения с низкими или средними доходами, сумели уравновесить доходную и расходную части личных бюджетов. При отсутствии данных об улучшении материального положения домашних хозяйств, это, делает вывод Г. Остапкович, говорит в пользу того, что население приспособилось к «новой нормальности» и более низкому уровню потребления.

В таких условиях предпринимателям из сферы услуг остается пребывать в состоянии неопределенности и пытаться удержать бизнес на плаву, пока не начнется рост реальных денежных доходов населения, заключает эксперт.

Динамика оценок факторов, ограничивающих деятельность организаций сферы услуг, доля от общего числа обследованных организаций, %

Факторы

III кв. 2017

III кв. 2016

Недостаточный спрос на данный вид услуг

47

50

Недостаток финансовых средств

43

46

Существующий уровень налогообложения

36

35

Большая отчетная нагрузка

32

32

Недобросовестная конкуренция со стороны других организаций

21

20

Недостаток квалифицированного персонала

18

20

Высокий процент коммерческого кредита

17

17

Высокая арендная плата

15

17

Недостаток помещений

10

13

Недостаточная нормативно-правовая база

9

10

Коррупция органов власти

3

3

ИСТОЧНИК: ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ