Конфликту интересов не место в сфере закупок

| статьи | печать

Минфин России разработал сразу два законопроекта, нацеленных на предотвращение конфликтов интересов при закупках для государственных и муниципальных нужд, а также отдельными видами юридических лиц.

Запрет на конфликты интересов в сфере закупок — один из определяющих факторов для развития добросовестной конкуренции и борьбы с коррупцией. Крайне важно, чтобы способы отбора при закупках не позволяли госзаказчикам заключать договоры с ИП и юридическими лицами, в которых работают их родственники.

Действующая редакция Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № ­44-ФЗ) предусматривает запрет на учас­тие в закупках юридических и физических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Речь идет о ситуациях, когда руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами — выгодоприобретателями, руководителем (директором) или членами коллегиального исполнительного органа юридического лица — участника закупки либо являются близкими родственниками, усыновителями или усыновленными таких физических лиц. При этом под выгодоприобретателями понимаются в том числе физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридичес­кое лицо или нескольких юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в его уставном капитале.

Разработанный Минфином России проект федерального закона «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“»(опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 01/05/08-17/00070095) преду­сматривает расширение перечня выгодоприобретателей. В него предлагается включить также лиц, определяемых по правилам ч. 8 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № ­135-ФЗ «О защите конкуренции», то есть обладающих возможностью определять решения, принимаемые другим хозяйственным обществом, посредством:

  • распоряжения более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал юридического лица;

  • осуществления функций исполнительного органа юриди­ческого лица.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» регулирует сходные с Законом № 44-ФЗ правоотношения. Между тем в нем запрет на участие в закупках лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком, отсутствует. Поэтому второй законопроект Минфина России (проект федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № ­223-ФЗ „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“» опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 01/05/08-17/00070173) направлен на устранение данного пробела. Согласно этому проекту при закупке товаров (услуг, работ) отдельными видами юридических лиц не допускается наличие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов. Перечень случаев конфликта интересов предлагается сделать аналогичным перечню, установленному в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

При этом к выгодоприобретателям этот законопроект предлагает относить физических лиц:

  • владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества;

  • обладающих возможностью определять решения, прини­маемые другим хозяйственным обществом, посредством действий, указанных в ч. 8 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Оба законопроекта предусмат­ривают, что проверка участников закупок на предмет их соответствия указанным требованиям в целях определения аффилированности и круга аффилированных лиц применительно к сфере госзакупок осуществляется заказчиком в том числе посредством информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере закупок с информационными сис­темами при их наличии. При этом перечень информационных систем, подлежащих интег­рации с единой информационной системой, а также порядок взаимодействия таких информационных систем с единой информационной сис­темой будут определяться Правительством РФ.