Основная часть земель должна быть в собственности муниципалитетов

| статьи | печать

Вопреки рекламным утверждениям о национальных достояниях России ее подлинной ценностью была и есть земля. Но главный ее собственник — государство (владеет 92% всех земель) — ведет себя как кобель на сеновале: сам не ест и другим не дает.

Согласно исследованию «Земля для людей» директора Центра агропродовольственной политики ИПЭИ ­РАНХиГС при Президенте РФ, д.э.н. Натальи Шагайды и президента Российской ассоциации частных землемеров Валерия Алакоза, права на землю, находящуюся в государственной собственности, не разграничены между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Между тем земли железнодорожного транспорта не разграничены всего на 16% от общей площади, лесного фонда — на 18%. Доля неразграниченных участков на особо охраняемых территориях и в зонах для нужд обороны и безопасности составляет 21%. А земли сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, находящиеся в ведении государства, не разграничены на 90%.

Свой доклад исследователи представили в последних числах июля в Центре стратегических исследований (ЦСР). Согласно их выводам, государство не гарантирует право доб­росовестного покупателя на земельную собственность, а  муниципальным образованиям ограничивает получение земельного (читай: местного) налога.

Любой россиянин, живущий на земле или имеющий клочок земли в садово-огородничес­ком товариществе, может оказаться без земельного участка. «Собственники участков, оплатившие работы по межеванию, например, в 2005 г., могут столк­нуться с тем, что их участки фактичес­ки ограничены в обороте из-за ненадлежащего описания их границ, — утверждают эксперты. — А собственники участков, которые до 2008 г. поставили участки на кадастровый учет в одном учреждении — кадастровой палате, но не зарегистрировали свои права на них в другом учреждении — по регистрации прав, с 2018 г. могут остаться без участка». О таком подвохе никто не подозревает, пока не столкнется с необходимостью совершить сделку с земельным участком.

Муниципальные образования не заинтересованы в собираемости земельного налога, поступающего в полном объеме в местные бюджеты, поскольку администрирование местного налога требует расходов, а прирост доходов приведет к уменьшению трансфертов из вышестоящих бюджетов, за счет которых живут муниципалитеты. Между тем на их территориях немало площадей в федеральной собственности, изъятых из оборота или имеющих ограничения. Также в большинстве муниципалитетов много земельных участков, которые не числятся на кадастровом учете, потому что их границы неточны, а вид разрешенного использования установлен неверно.

Эксперты ЦСР считают, что отказ от наделения правами на земельные площади субъектов РФ и муниципалитетов приводит к тому, что региональные и местные власти не могут применять различные процеду­ры, в том числе сделки по куп­ле-продаже, даже в отношении участков, находящихся в их собственности, поскольку это чревато конфликтами. В частности, на территориях с высокой плотностью населения.

В такой мутной воде вольготно плутоватым руководителям (председателям и бухгалтерам) дачных кооперативов, извините за старорежимную терминологию. Шустрые деятели с не менее ловкими и сговорчивыми муниципальными столоначальниками продают, перепродают и снова продают при полном попустительстве надзорных органов «бесхозяйные» участки. Дело это, по всей видимости, настолько увлекательное, что чиновники взялись уже за целые товарищества.

В Сергиево-Посадском районе Подмосковья предписания о сносе домов, хозблоков, заборов выписаны дачникам «Радонежских просторов». Обос­нование — изменение вида разрешенного использования земли по решению Мособлис­полкома от 12.06.86. Давно нет такого органа власти, как нет и того государства, в котором функционировал Мособлисполком, а его решение действует. Оно распространяется на площадь в 8000 га, часть которых приходится еще на товарищества «Репихово» и «Ромашка».

По мнению авторов научного доклада и принявших участие в обсуждении исследовательской работы представителей ­АККОР, Российской гильдии пекарей и кондитеров, Института государства и права РАН, Общероссийского народного фронта, земельные отношения в современной России есть совокупность разнонаправленных ведомственных интересов и активностей. От этого в выигрыше крупные компании, способные содержать аппарат специалистов для реализации земельных прав. И холдинги сполна пользуются возможностью иметь неограниченные площади сельскохозяйственных угодий из-за отсутствия реальных механизмов ограничения концентрации земли в одних руках.

В проигрыше весь остальной бизнес, граждане и… само государство. Но прежде всего население, которое, по опросу ­ВЦИОМ, больше войны боится роста цен. А как не расти ценам на продукты питания при существующем отношении к главному национальному достоянию страны — земле?! Западный бизнес в обход экономических санкций наращивает объемы поставок нам овощей и фруктов окольным путем (см. таблицу). Цена при этом, конечно, растет.

Исследователи резюмируют:

  • нужна долгосрочная стратегия управления земельным фондом и повышения доходов от земли;

  • государственная собственность на землю должна быть разграничена, чтобы повысить ответственность уровней власти за развитие территории;

  • основная часть земель должна находиться в муниципальной собственности;

  • нужно максимально аккуратно регулировать вопросы, связанные с концентрацией и монополизацией земельных ресурсов.

Экспорт отдельных видов овощей и фруктов из ЕС в ЕАЭС без учета России, тыс. т

Овощи и фрукты

Год

Рост в 2015 г.

относительно 2013 г., раз

2013

2014

2015

Томаты

53,3

72,6

106,4

2,0

Капуста

14,5

53,5

80,8

5,6

Цитрусовые

61,2

75,4

100,6

1,6

Яблоки, груши, айва

244,8

537,3

916,2

3,7

Абрикосы, вишня, черешня

36,0

88,9

197,1

5,5

ИСТОЧНИК: РАНХиГС при Президенте РФ по данным Eurostat