Волге пообещали чистоту и сквозное судоходство

| статьи | печать
Волге пообещали чистоту и сквозное судоходство

Национальный символ России — Волгу очистят от накопившихся загрязнений, модернизируют систему очистки сточных вод и в нескольких местах расширят русло реки, что позволит обеспечить сквозное судоходство. Эта масштабная работа будет вестись в рамках приоритетного проекта «Оздоровление Волги», который на днях обсуждался на заседании правительства.

Река Волга, по словам премьера Дмитрия Медведева, действительно не просто символ России, неотъемлемая часть культурного кода нашей страны, ее истории, уникальный природный памятник, но еще и крупная эко­но­ми­чес­кая артерия. «В бассейне Волги живет более 60 млн человек — больше трети населения страны, — напомнил глава Кабинета министров. — Это, конечно, и важнейшая транспортная составляющая, которая соединяет многие регионы, перевозит более половины всех речных пассажиров и грузов, источник воды и энергии для городов и поселков, предприятий промышленности и сельского хозяйства. Здесь сосредоточено около 45% промышленного производства страны, примерно 50% сельхозпотенциала и более 20% всего рыбного промысла».

Вместе с тем в бассейне Волги сложилась очень напряженная экологическая ситуация, которая по многим позициям существенно хуже, чем в целом в стране. В воды Волги попадает 38% всех российских загрязненных стоков. Причина известна: физический износ и технологическая отсталость очистных сооружений промышленных и муниципальных предприятий, их низкая эффективность. Не меньший вред причиняют отходы сельского хозяйства. Ежегодно в Волгу сбрасывается свыше 5,5 куб. км загрязненных сточных вод. Нормативная очистка проводится лишь в отношении 10% таких стоков. Со сточными водами в реку в год поступает свыше 2,5 млн т загрязняющих веществ. Кроме того, река захламлена затонувшими судами. По разным оценкам, в бассейне находится порядка 2500 затонувших плавсредств, включая не только обычные, но даже нефтеналивные.

На решение всех этих наболевших проблем нацелен приоритетный проект «Оздоровление Волги». Прежде всего предстоит ликвидация объектов уже накопленного экологического вреда.

Она будет осуществляться в рамках направления «Чис­тая страна», которое сейчас уже действует. «На сегодня выявлено 69 горячих точек в различных регионах Волжского бассейна, — отметил министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. — По многим из них уже практически ведется работа, плюс сейчас формируется перечень остальных объектов, исходя из рейтинга их опасности. Предварительная оценка бюджета направления в рамках „Чистой страны“ — 34 млрд руб.».

Тем временем Росприроднадзор закончит инвентаризацию источников негативного воздействия на водные объекты, их ранжирование по степени опасности. На основании ее результатов каждый регион подготовит региональный проект по аналогии с федеральным.

Следующим шагом станет установка к 2020 г. автоматизированных систем конт­роля сточных вод на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категорий опасности.

Самым же главным элементом проекта «Оздоровление Волги» станет строительство, реконструкция, модернизация самих объектов очистки сточных вод жилищно-коммунального хозяйства и предприятий.

«Важно, чтобы плата за негативное воздействие на вод­ные объекты (а 95% этой платы остается в региональном бюджете) была направлена на снижение этого воздействия, фактически целевым образом, — подчеркнул С. Донской. — Также считаем необходимым обеспечить начиная с 2019 г. ввод нормы об обязательной очистке сточных вод предприятий — абонентов волжских водоканалов до их сброса в централизованной системе водоотведения. Напомню: ранее мы уже несколько раз переносили срок действия этой нормы закона о водоснабжении и водоотведении. Она существует, но с 2019 г., считаем, здесь ее можно было бы уже применять».

Накануне совещания в правительстве Д. Медведев подписал распоряжение о внесении изменений в схему территориального плана страны, которые связаны со строи­тельством Нижегородского низконапорного гидроузла. «Он должен быть сдан в эксплуатацию к 2021 г., пос­ле чего на этом мелководном участке реки будут сняты ограничения по грузо- и пассажироперевозкам, — прокомментировал ситуацию премьер. — И сквозное судоходство по Волге как водной трассе международного значения будет сохранено, что исключительно важно».

В приоритетный проект отдельно включен комплекс мер по оздоровлению уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы. Он нацелен на обеспечение дополнительного обводнения Ахтубы в меженные пе­рио­ды путем строительства водопропускного сооружения с расходом около 100 куб. м в секунду. Это позволит восстановить пропускную способность русел рек, мелиоративных систем, рыбоходных каналов, проведение рыбохозяйственной мелиорации.

В целом бюджет приоритетного проекта, по словам С. Донского, составляет 257 млрд руб.