«Индекс Иванова» от Sberbank CIB снизился, индекс потребительской уверенности от ВШЭ вырос

| статьи | печать

Аналитики представили разные оценки потребительских настроений граждан в II квартале этого года. Обновленный «потребительский индекс Иванова», рассчитываемый Сбербанком, свидетельствует о снижении в II квартале потребительской уверенности россиян, которая вернулась к среднему уровню 2-го полугодия 2016 г. А по словам аналитиков ВШЭ, в II квартале этого года все компоненты индекса потребительской уверенности (ИПУ) приблизились к своим пиковым значениям за последние два-три года. И этот рост индекса связан с уменьшением числа отрицательных оценок россиянами своего финансового состояния. 9% респондентов увидели улучшение своего материального благосостояния, еще 12% россиян верят, что их финансы скоро улучшатся.

Любопытно, что и те и другие аналитики использую схожие методы поиска истины — основанные на опросах людей. Одна страна, одни люди, но результаты разные. Может быть, так потому, что «индекс Иванова» ориентирован на средний класс, а ВШЭ стремится охватить более широкие массы. Если это так, то мы видим очередное свидетельство расслоения общества на богатых и бедных при быстром таянии среднего класса.

Почему «Ивановы» теряют веру в хорошее

При вычислении «индекса Иванова» учитываются, в числе прочих, такие показатели, как уверенность в личном благосостоянии (в последний год и в следующие 12 месяцев) и богатстве страны (по такому же принципу), а также уверенность в условиях для совершения крупных покупок. Было опрошено 2300 граждан со средним уровнем дохода в возрасте от 18 до 65 лет в 164 российских городах с населением более 100 000 человек.

И вот итоги. «Индекс Иванова» снизился с –10% в январе — марте до –15%. Индекс личного благосостояния снизился с –18 до –19% в последний год и с 7 до 2% в следующие 12 месяцев, индекс условий для крупных покупок — с –25 до –29%.

Самое серьезное негативное изменение индекса аналитики углядели в оценках национального благосостояния. Тут индекс за последние 12 месяцев снизился с –14 до –20%, а индекс ожиданий на следующие 12 месяцев — с 0 до –7%.

Аналитики говорят, что видят причину такого изменения индекса в ослаблении рубля. Опрос показал, что доля респондентов, беспокоящихся по поводу экономического роста, увеличилась в II квартале 2017 г. до 35%.

Эксперты отметили, что есть в новом индексе и хорошее. Все-таки, отмечают исследователи, индекс личного благосостояния остался значительно выше уровня 2-го полугодия 2016 г. Уровень безработицы среди респондентов уменьшился с 12,1% в I квартале 2017 г. до 10,9% в II квартале, при этом больше респондентов отметили, что их компании нанимали новых сотрудников (9,2% против 8,3% в I квартале). Доля тех, кто утверждал, что в их компании были увольнения или что количество сотрудников сократилось за счет истощения, снизилась до 40,7% (с 44,8% в I квартале 2017 г.), что является самым низким значением за последние два года. Ускорился рост заработной платы до 6,5% в II квартале 2017 г. по сравнению с прошлым годом. 27% респондентов получили повышение или индексацию заработной платы на 6,2% с начала года, что свидетельствует о среднем увеличении на 1,7% для всей выборки.

Что беспокоит средний класс

Данные этого раздела исследования несколько противоречат комментариям аналитиков про то, что уверенность «Ивановых» падает вместе с курсом рубля. На самом деле только 17% респондентов были обеспокоены обменным курсом рубля, что на 1 п.п. выше значения в предыдущем квартале. На третьем месте на пьедестале беспокойств оказалась инфляция, ее отметили в ряду страхов 47% опрошенных. «Серебряный призер» тревог среднего класса — безработица (55% респондентов). «Самой серьезной проблемой, на взгляд наших респондентов, осталась коррупция (59%)», — сообщают исследователи.

На чем экономят представители исчезающего класса

Индекс показывает, что «Ивановы» стараются экономить на продуктах питания, используя разные подходы: совершать покупки в дешевых магазинах (68%), пользоваться промоакциями (62%), покупать менее дорогие продукты. Доля «Ивановых», чувствительных к уровню цен, увеличилась с 73% в I квартале 2017 г. до 75% в прошлом квартале. Аналогично доля тех, кто старается покупать более дешевые товары, увеличилась на 1 п.п., до 71%.

Доля «Ивановых», старающихся экономить на питании вне дома, снизилась с 73% в II квартале 2016 г. до 69% в II квартале 2017 г., в то время как 63% старались экономить на отпуске по сравнению с 67% в I квартале 2017 г. и 60% в II квартале 2016 г.

Как растет индекс потребительской уверенности

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил краткие итоги опросов потребителей, ежеквартально проводимые Росстатом. В опросах принимают участие около 5000 человек в возрасте от 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах во всех субъектах Российской Федерации. Обобщающий индекс потребительской уверенности (ИПУ) рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.

Основные итоги

Об улучшении личного материального положения за последние 12 месяцев сообщили 9% респондентов, а о его ухудшении — 35% (кварталом ранее — 9 и 36%);

Улучшения личного материального положения в течение следующих 12 месяцев ожидают 12% респондентов, а его ухудшения — 18% (кварталом ранее — 11 и 20%);

Позитивно оценили произошедшие за год изменения в экономике России 15% участников опроса, негативно — 39% (кварталом ранее — 13 и 40%);

Положительных изменений в экономике России через год ожидает 21% опрошенных, отрицательных — 23% (кварталом ранее — 20 и 23%).

Ученые НИУ ВШЭ пишут, что, по данным Росстата, в II квартале 2017 г. продолжилась постепенная позитивная коррекция индекса потребительской уверенности. Значение индикатора увеличилось по сравнению с предыдущим кварталом на 1 п.п. и составило –14%, что является лучшим результатом за последние два с половиной года. При этом они замечают, что, несмотря на компенсационное восстановление ИПУ в течение шести кварталов подряд после локального минимума в начале 2016 г., его отрицательная величина свидетельствует о преобладании среди потребителей пессимистических настроений.

Тем не менее все компоненты ИПУ, как и сам индекс, достигли в II квартале 2017 г. своих лучших значений за последние два с половиной — три года. При этом в отличие от предыдущего квартала, когда укрепление всех аспектов потребительской уверенности было обусловлено только снижением доли негативных оценок при отсутствии роста доли позитивных мнений, текущее улучшение ИПУ произошло в результате действия обоих факторов.

Выявленные поводы для оптимизма

Традиционно для последних лет, сообщают исследователи, наиболее позитивно участники опроса отнеслись к возможным изменениям в экономике России и личном материальном положении в течение следующих 12 месяцев. Значения данных частных индексов почти вплотную приблизились к выходу из отрицательной зоны, составив –3% и –4% соответственно. Оценки фактически произошедших изменений, несмотря на очевидное улучшение сравнительно с 2015—2016 гг., были значительно более пессимистическими.

Значение индекса благоприятности условий для крупных покупок (–29%) осталось самым низким среди компонентов ИПУ, но при росте на 1 п.п. стало также лучшим за последние два года. Индекс благоприятности условий для сбережений, который, согласно принятой методологии, не включается в состав ИПУ, сохранил значение предыдущего квартала (–38%). Очевидно, что большинство домашних хозяйств не считали сложившуюся в середине текущего года ситуацию уместной для покупки дорогостоящих товаров и особенно для финансовых сбережений.

Обеспеченными люди себя не считают

В докладе сообщается, что крайне малое число (0,1%) участников опроса оценили свое материальное положение в II квартале 2017 г. как «очень хорошее» и 7,5% — как «хорошее». Почти две трети респондентов сообщили о «средней» и более четверти — о «плохой» финансовой ситуации. Около 3% считали свое материальное положение «очень плохим». Такое распределение мнений достаточно типично для последних семи лет, отмечают ученые.

Прогнозируя динамику цен в течение следующих 12 месяцев, большинство участников опроса предполагали подорожание товаров и услуг, лишь около 14% надеялись на их стабильность или снижение. Тем не менее полученное в текущем квартале распределение мнений можно назвать рекордно позитивным. Доля респондентов, полагавших, что цены «останутся на прежнем уровне» (11,7%), была самой высокой за весь период обследований (с конца 1998 г.), а доля тех, кто считал, что цены «значительно возрастут» (38,1%), — самой низкой за тот же период.

Лишь 0,5% респондентов рассматривали сложившиеся в стране условия как «очень благоприятные» для совершения крупных покупок и формирования сбережений. Нечасто среди ответов встречался вариант «скорее благоприятные условия»: 9,0% — для покупок и 5,3% — для сбережений. Нейтральные оценки дали около трети участников опроса, а большинство (50 и 58% соответственно) считали текущий момент «неблагоприятным» для крупной траты денег и для их сбережения, из них 17,5 и 22,2% — «совсем неблагоприятным».

Таким образом, пишут аналитики, экстраполируя приведенные выше данные, можно констатировать, что в II квартале 2017 г. почти 30% населения страны были не удовлетворены своим материальным положением, а в примерно половине домашних хозяйств доходы покрывали только текущие расходы, не давая возможности сберегать деньги или приобретать дорогостоящие товары без крайней необходимости. При этом большая часть населения (почти 85%) ожидала повышения цен на товары и услуги в ближайший год.

Коэффициент Джини по России (индекс концентрации доходов)

2000

0,395

2005

0, 409

2010

0,421

2011

0,417

2012

0,420

2013

0,419

2014

0,416

2015

0,413

2016

0,414

Источник: Росстат

Комментарий

Георгий Остапкович ,директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ:

Ухудшение уровня и качества жизни населения, которое наблюдается в последние годы в России, практически всегда сопровождается интенсификацией расслоения населения по уровню доходов и благосостояния. Однако единственный официальный источник информации — Росстат — о каких-либо серьезных изменениях в этом направлении не сообщает. Следует обратить внимание, что, по данным Росстата, в 2016 г. пятая 20-процентная группа населения с наибольшими доходами концентрировала в своих руках 47,1% всех денежных доходов населения страны. Одновременно на первую 20-процентную группу населения с наименьшими доходами приходилось 5,3% общих доходов. Несмотря на относительное статистическое благополучие российского Джини, сохраняется опасность роста концентрации доходов. И главная проблема здесь даже не в ограничении доступа российского населения к продуктам питания и товарам длительного пользования. В конце концов, экономические спады никогда не продолжаются вечно. Ситуация уже нормализуется, и корзина потребления восстановится, правда, может быть, на более низком уровне, чем в «тучные» годы. Главное, чтобы резко не понизился доступ к социальным стандартам: здравоохранению, образованию, общим навыкам и знаниям, включая доступ к российскому и мировому культурному наследию. Если в этом направлении для части населения проблема усилится, то с лагом пять — десять лет можно ожидать негативного эффекта для общества в целом. Для недопущения возникновения данной тенденции необходимо уже завтра увеличить бюджетные расходы в человеческий капитал, даже если это будет происходить на первом этапе за счет снижения экономического роста. Как показывает историческая практика проведения подобных маневров в других странах, экономика компенсирует подобные инвестиции сторицей уже через три — пять лет.