Расходы на судебную защиту директора учесть нельзя

| статьи | печать

Если компания спишет на расходы оплату услуг адвоката, которые представлял интересы директора в судебном разбирательстве, то претензий со стороны налоговых органов не избежать. Да и в суде вряд ли получится доказать правомерность учета таких расходов. Подтверждение тому — дело, рассмотренное Верховным судом РФ в Определении от 26.04.2017 № 304-КГ17-3442.

Компания заключила с адвокатом договор на консультационно-правовое обслуживание. По его условиям адвокат оказывает организации юридическую помощь, в том числе участвует в качестве защитника, представителя, адвоката по уголовным, гражданским, административным делам, участвует в судопроизводстве, осуществляемом на территории РФ по защите интересов организации. Адвокат свои обязательства по договору выполнил, за что компания ему выплатила почти 3 млн руб.

Указанная сумма была учтена организацией при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ. Напомним, что по этой норме Кодекса отражаются расходы на юридические услуги.

При проверке данная сделка заинтересовала налоговиков. Изучив первичные документы, они пришли к выводу, что расходы по данному договору признаны для целей налогообложения прибыли неправомерно. Связано это с тем, что адвокат защищал в суде интересы генерального директора компании. Он был привлечен к уголовной ответственности за осуществление деятельности по добыче угля без лицензии и получение дохода в виде выручки за реализацию угля в свое распоряжение — как лицо, обладающее правом управления финансами организации. Спорные расходы были исключены из налоговой базы по налогу на прибыль, компании доначислили налог и привлекли к налоговой ответственности.

Организация посчитала выводы налогового органа ошибочными. По ее мнению, консультационно-юридические услуги, оказанные адвокатом, были направлены на отстаивание интересов компании и директора, который представлял интересы юридического лица, а не на личную защиту директора как физического лица. Спор дошел до суда.

Три судебные инстанции, а затем и Верховный суд поддержали налоговиков. Арбитры указали, что затраты по договору с адвокатом не были связаны с деятельностью организации, а были направлены на защиту интересов физического лица. Следовательно, спорные расходы не относятся к производственной деятельности компании. Поэтому оснований для их отражения при расчете налога на прибыль не было в связи с нарушением требований ст. 252 НК РФ.

Следует отметить, что если бы компания оплачивала услуги адвоката в суде по иску, предъявленному именно ей как юридическому лицу, то проблем с учетом таких расходов не было бы. Минфин России разрешает включать оплату услуг адвоката в расходы. Так, в письме от 10.07.2015 № 03-03-06/39817 финансисты указали следующее. Судебные расходы включаются в состав внереализационных расходов (подп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ). Кодекс не содержит понятия «судебные расходы». Поэтому нужно руководствоваться положениями АПК РФ. В статье 101 АПК РФ сказано, что судебные расходы состоят в том числе из судебных издержек. При этом к ним относятся и расходы на оплату услуг адвокатов (ст. 106 АПК РФ).