Новости («Малая бухгалтерия», № 3, 2017г.)

| статьи | печать

Поправки в главы 21 и 25 НК РФ

Федеральным законом от 03.04.2017 № 56-ФЗ «О внесении изменений в статьи 169 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» расширен перечень обязательных реквизитов счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры, а также список доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Поправки, внесенные в п. 5, 5.1 и 5.2 ст. 169 НК РФ, касаются организаций, участвующих в государственных контрактах. Согласно ст. 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контракте и иных документах, оформляемых в рамках госзакупок, указывается идентификационный код закупки. Он необходим для обеспечения взаимосвязи документов.

Законодатели решили, что счет-фактура также входит в число иных документов. Поэтому в нем должен присутствовать идентификатор государственного контракта, договора (соглашения).

Соответствующий показатель включен в перечень обязательных реквизитов счета-фактуры (в том числе на аванс) и корректировочного счета-фактуры. Идентификационный код государственного контракта указывается при его наличии. Изменения вступят в силу с 1 июля 2017 г.

Рассматриваемый закон содержит еще одну новацию, которая будет интересна плательщикам налога на прибыль.

Пункт 1 ст. 251 НК РФ дополнен новым подп. 3.5. Согласно этой норме при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (за исключением субсидий), полученного в порядке, установленном Правительством РФ, управляющей компанией, которая является акционерным обществом, 100% акций которого принадлежит Российской Федерации, и деятельность которой предусмотрена Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Данная поправка вступила в силу с 4 апреля 2017 г., но ее действие распространяется на правоотношения, возникшие с 31 марта 2015 г.

Изменения в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ

Федеральным законом от 03.04.2017 № 58-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 второй части Налогового кодекса Российской Федерации» в ст. 207 НК РФ введено исключение для порядка признания физических лиц налоговыми резидентами РФ. Для этих целей указанная статья дополнена новым п. 4. Так, согласно этой норме Кодекса физическое лицо может не признаваться налоговым резидентом РФ вне зависимости от срока его нахождения в нашей стране при выполнении следующих условий:

1) в налоговом периоде в отношении него действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ;

2) в этом налоговом периоде такое физическое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства.

Гражданин не признается налоговым резидентом на основании его заявления, которое он должен представить в налоговый орган. К заявлению необходимо приложить документ, подтверждающий налоговое резидентство этого физического лица, выданный компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства). Такое заявление представляется в налоговой орган в срок, предусмотренный для сдачи налоговой декларации по НДФЛ за соответствующий календарный год.

Рассмотренная новация вступила в силу с 4 апреля 2017 г., но ее действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г. При этом в отношении налоговых периодов 2014—2016 г. заявление о непризнании физического лица налоговым резидентом РФ должно быть представлено налоговикам не позднее 1 июля 2017 г.

Откорректирован перечень товаров, облагаемых НДС по нулевой ставке

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2017 № 341 внесены изменения в Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при реализации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908.

В перечень добавлены 13 позиций, среди них: шпикачки мясные (код 10.13.14.114); шпикачки мясосодержащие (10.13.14.124); изделия колбасные жареные (код 10.13.14.300); яйца инкубационные (кроме полученных от племенной птицы) (код 01.47.23); яйца без скорлупы и желтки яичные, свежие или консервированные, яйца в скорлупе консервированные или вареные, белок яичный (код 10.89.12); перец стручковый и горошковый черный, несушеный (код 01.13.31.000); семена картофеля (код 01.13.51.130).

Исключена позиция 10.89.12.110 — яйца без скорлупы, свежие или консервированные (меланж).

Документ вступил в силу 29 марта 2017 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

Новые формы отчетности по налогу на имущество

Приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271 утверждены формы и форматы налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, а также порядки их заполнения.

Новые формы не очень отличаются от действующих форм декларации и налогового расчета по авансовым платежам, утвержденных приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895. Так, из титульного листа исключено поле для кода ОКВЭД. В раздел 2 введена строка для указания коэффициента Кжд. Отметим, что этот коэффициент используется при исчислении суммы налога в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, соответствующих требованиям, установленным Правительством РФ, и впервые принятых на учет в качестве объектов основных средств начиная с 1 января 2017 г. (п. 1 ст. 385.3 НК РФ).

В раздел 3 введены новые строки 030 и 035. В них отражаются доля в праве общей собственности (строка 030) и доля кадастровой стоимости здания в соответствии с п. 6 ст. 378.2 НК РФ (строка 035). Обратите внимание: строка 035 заполняется, когда в разделе 3 приводятся данные по помещению, кадастровая стоимость которого не определена, но имеется кадастровая стоимость здания, в котором расположено это помещение. Кроме того, в раздел 3 добавлена строка 001 для указания кода вида имущества.

В декларации и налоговом расчете по авансовому платежу появился новый раздел 2.1. В нем приводится информация об объектах недвижимости, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости (кадастровый номер, условный номер, инвентарный номер, остаточная стоимость).

Приказ вступит в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования и будет применяться начиная с представления декларации за 2017 г.

Уведомление о невозможности представления информации

При проведении налоговой проверки контролеры вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы (п. 1 ст. 93 НК РФ). В общем случае на их представление отводится десять дней со дня получения соответствующего требования. Если компания не успевает представить документы в установленный срок, она должна письменно уведомить об этом контролеров с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть переданы налоговикам. Согласно п. 3 ст. 93 НК РФ форму и формат такого уведомления утверждает ФНС России. Выполняя это требование законодательства, ФНС России приказом от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34@ утвердила форму уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и формат такого уведомления в электронной форме. В уведомлении указываются документы (номера пунктов, наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов), информация (номера пунктов, сведения, позволяющие идентифицировать сделку) и срок, в который истребуемые документы и информация могут быть представлены.

Приказ вступил в силу 15 апреля 2017 г.

Компенсация расходов членам ревизионной комиссии и НДФЛ

Облагаются ли НДФЛ суммы возмещения расходов на проезд и проживание членов ревизионной комиссии общества? Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-04-05/19705.

Пунктом 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДФЛ всех видов законодательно установленных компенсационных выплат, связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов. При этом порядок налогообложения выплат, производимых командированным работникам, используется также в отношении лиц, находящихся во властном или административном подчинении организации, а также членов совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающих (выезжающих) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

Но к выплатам членам ревизионной комиссии п. 3 ст. 217 НК РФ не применим.

Во-первых, положения этой нормы действуют только при наличии трудовых отношений, на основании которых производятся командирование сотрудников организации и возмещение им расходов, связанных со служебными командировками. А участие в ревизионной комиссии основано на членстве, которое к трудовым отношениям не относится.

Во-вторых, ревизионная комиссия не является органом, аналогичным совету директоров или правлению организации. Члены ревизионной комиссии не находятся во властном или административном подчинении организации, а их поездки в целях осуществления контроля за деятельностью организации не являются поездками для участия в заседании органа правления организации.

В связи с этим выплаты, производимые членам ревизионной комиссии при их поездках в целях осуществления контроля за деятельностью организации, подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке.

Страховые взносы при увольнении по соглашению сторон

Минфин России в письме от 27.03.2017 № 03-15-06/17482 рассказал о начислении страховых взносов при увольнении работников на основании соглашения о расторжении трудового договора.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ страховыми взносами не облагаются все виды компенсационных выплат, установленных законодательством, в том числе связанные с увольнением работников. Исключение составляют суммы выходного пособия, превышающие трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего заработка для работников организаций Крайнего Севера) и компенсации руководителю (заместителю руководителя, главному бухгалтеру) в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Исходя из этого, Минфин России разъяснил, что компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (выходные пособия, компенсации, среднемесячный заработок на период трудоустройства и т.д.), освобождаются от обложения страховыми взносами независимо от основания, по которому производится увольнение, в том числе и выплачиваемые по соглашению сторон о расторжении трудового договора.

При этом суммы превышения трехкратного среднего заработка (шестикратного среднего заработка для работников организаций Крайнего Севера) подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Нулевые расчеты по взносам

Специалисты Минфина России в письме от 24.03.2017 № 03-15-07/17273 рассказали о необходимости представления нулевых расчетов по страховым взносам. Плательщики страховых взносов обязаны сдавать расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту учета не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Никаких положений, освобождающих от этой обязанности организации, которые не ведут финансово-хозяйственную деятельность, Налоговый кодекс не содержит.

Представляя расчет с нулевыми показателями, плательщик тем самым заявляет об отсутствии у него в конкретном отчетном периоде выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии сумм страховых взносов, подлежащих уплате за этот же отчетный период. Кроме того, расчеты с нулевыми показателями позволяют налоговым органам отделить плательщиков, не ведущих хозяйственную деятельность, от лиц, которые нарушают установленный срок для представления расчетов.

Таким образом, даже если компания деятельность не ведет, она должна в установленный срок представить расчет по страховым взносам с нулевыми показателями. В противном случае ей грозит штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 1000 руб.

НДФЛ вахтовиков, работающих за границей

ФНС России в письме от 27.03.2017 № БС-4-11/5602@ дала ответ на вопрос, является ли организация налоговым агентом по НДФЛ в отношении выплат работникам, трудящимся вахтовым методом за границей, и нужно ли отражать эти выплаты в расчете по форме 6-НДФЛ.

Согласно подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за границей относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ.

Когда за выполнение трудовых обязанностей за границей доход получает работник, являющийся налоговым резидентом РФ, он самостоятельно исчисляет налог с этого дохода, декларирует его и уплачивает в бюджет (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ). Если же работник организации не признается налоговым резидентом РФ, то его доход, полученный от источников за пределами РФ, в соответствии со ст. 209 НК РФ не является объектом обложения НДФЛ.

Пунктом 2 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что налоговый агент по НДФЛ исчисляет, удерживает и уплачивает налог со всех доходов физических лиц, источником которых он является, за исключением доходов, по которым исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ. Таким образом, организация-работодатель в отношении выплат работникам, работающим вахтовым методом за границей, налоговым агентом не является. Следовательно, данные выплаты не подлежат отражению в расчете по форме 6-НДФЛ.