Натуральное возмещение ОСАГО. Проблемы и риски нового закона

| статьи | печать

Федеральным законом от 28.03.2017 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлен приоритет натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой. Закон определяет случаи, когда возмещение может выплачиваться потерпевшему в денежной форме, содержит требования к станциям технического обслуживания (СТО), на которых может производиться ремонт транспортных средств на основании договора со страховщиком.

Кризис автострахования

До недавнего времени российские автовладельцы получали денежные компенсации от страховых компаний в случае возникновения страховых случаев по ОСАГО. Это обстоятельство вызывало негативную реакцию со стороны страховых компаний, которые были обеспокоены чрезмерно большими размерами компенсаций.

Суммы страховых выплат, серьезно превышающие понесенный потерпевшей стороной ущерб, достаточно часто формируются из-за целенаправленных действий автоюристов, специализирующихся в сфере споров по автострахованию. Автоюристы далеко не во всех случаях представляют интересы автовладельцев, пострадавших в ДТП. Одно из наиболее распространенных направлений деятельности автоюристов – выкуп у попавшего в дорожно-транспортное происшествие собственника транспортного средства права требования по страховке. После выкупа автоюристы обращаются в суд и получают компенсации.

Только в 2016 году страховыми компаниями было потеряно около 40 млрд руб., что стало результатом действий автоюристов, отстаивающих интересы своих клиентов в судах. Среди других видов страхования ОСАГО занимает первое место в качестве наиболее частого объекта мошеннических действий. Свыше 68% таких действий совершается в сфере ОСАГО, 22% – в сфере КАСКО и только 6% – в сфере страхования имущества. Это означает, что именно в сфере ОСАГО чаще всего происходят случаи мошеннических выплат.

В результате всего на рынке автострахования создалась кризисная ситуация. Так, суммы страховых выплат приблизились к объемам сборов страховых компаний. Сохранение этой тенденции может привести к тому, что страховые компании начнут работать себе в убыток.

Произошло увеличение и суммы средних страховых выплат по ОСАГО, которая в начале 2017 года составила 72,7 тыс. руб. В такой ситуации от присутствия на рынке услуг ОСАГО отказались все иностранные страховые компании, специализирующиеся в сфере автострахования. Значительно сократилось и количество российских автостраховых компаний, работающих с ОСАГО.

Особенности ремонта

Инициаторы принятия Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» рассчитывают, что внедрение содержащихся в нем изменений в практическую жизнь позволит существенно сократить и убытки страховых компаний, и возможность совершения мошеннических действий в сфере автострахования. То есть с новым законом связываются перспективы возрождения отечественного рынка автострахования.

Согласно изменениям в законодательстве страховые компании будут направлять автомобили, у которых возникли страховые случаи, на станции технического обслуживания для проведения ремонтных мероприятий. Право выбора станции технического обслуживания из представленного страховой компанией списка останется за автовладельцем. Станция технического обслуживания, согласно законодательству, не обязательно должна иметь договор со страховой компанией. По желанию автовладельца для проведения ремонтно-технических мероприятий автомобиль может быть направлен на станцию технического обслуживания, с которой у страховой компании нет договора. В данном случае выбор станции необходимо согласовать со страховой компанией в письменной форме. Предусматривается местонахождение станции технического обслуживания не далее 50 км от места жительства владельца транспортного средства.

Относительно самих ремонтно-технических мероприятий в Законе № 49-ФЗ содержатся достаточно жесткие условия, которые предусматривают: 1) осуществление ремонта в течение не более чем 30 дней; 2) гарантийные обязательства предприятия-изготовителя при необходимости ремонта нового автомобиля, попавшего в дорожно-транспортное происшествие; 3) возмещение страховой компанией ущерба от некачественного ремонта или от задержки ремонтно-технических мероприятий не по вине собственника транспортного средства; 4) использование исключительно новых запасных частей во время ремонта застрахованного транспортного средства; 5) шестимесячный минимальный срок гарантии проведенных ремонтно-технических мероприятий в случае проведения кузовных работ и применения лакокрасочных материалов – двенадцатимесячный гарантийный срок.

Таким образом, после вступления в силу Закона № 49-ФЗ все заключенные позже определенной даты договоры ОСАГО будут подразумевать не выплату страховых средств, а направление пострадавшего автомобиля на станцию технического обслуживания. Однако возможность получить финансовую компенсацию в случае наступления страхового случая у собственника транспортного средства все же останется.

Законом № 49-ФЗ предусмотрены следующие возможные случаи, когда страховая компания будет обязана перечислить потерпевшей стороне (собственнику транспортного средства или его представителю) сумму страховой выплаты в денежном эквиваленте: 1) полная гибель транспортного средства; 2) смерть потерпевшего (в этом случае сумму получают его наследники); 3) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая (но эту форму страхового возмещения потерпевшая сторона должна отразить в письменном заявлении о страховом возмещении); 4) наличие инвалидности у потерпевшего (в случае, если он отразит такую форму страхового возмещения в письменном заявлении); 5) превышение стоимости восстановительного ремонта страховой суммы или максимального размера страхового возмещения (а также если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, а потерпевший отказывается производить доплату за ремонт); 6) наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим. Также собственник транспортного средства получает возможность требовать получение страховой выплаты, если страховая компания не может организовать проведение ремонтно-восстановительных работ на станции технического обслуживания, предложенной ранее.

Перспективы и опасения

С нововведениями законодатели связывают возможность для рынка автострахования избавиться и от многочисленных мошенничеств, и от деятельности автоюристов, приносящей страховым компаниям серьезные убытки. Посреднические и мошеннические структуры привлекают те направления деятельности, где предусмотрен большой оборот денежных средств. В случае оказания в большинстве страховых случаев ремонтных услуг вместо финансовых выплат интерес мошенников и посредников к сфере автострахования должен значительно ослабнуть.

Но принятие закона уже вызвало достаточно многочисленные скептические возражения, связанные с убежденностью в том, что ситуация останется практически без серьезных изменений.

Во-первых, есть большие сомнения в перспективе избавления рынка автострахования от активной деятельности автоюристов. Можно прогнозировать, что автоюристы перейдут на новое направление деятельности – представление в судах интересов автовладельцев, пострадавших от низкого качества проведенных ремонтно-восстановительных работ. Доказать неудовлетворительный характер ремонтных работ, а также возможное нарушение сроков их проведения достаточно легко. Не исключено, что страховые компании могут понести в результате судебных исков автоюристов еще большие убытки, чем до вступления закона в силу.

Во-вторых, произойдет переориентация мошеннических схем на работу с ремонтно-восстановительными мероприятиями на станциях технического обслуживания. Это достаточно перспективное поле для деятельности мошенников, и страховым компаниям даже после принятия закона вряд ли удастся окончательно избавиться от связанных с их деятельностью рисков и убытков.

Серьезные проблемы в связи с реализацией на практике требований нового закона могут последовать и для российских автовладельцев, и для страховых компаний. Так, страховые компании, как можно предположить, будут предлагать собственникам транспортных средств ремонтно-восстановительные мероприятия на станциях технического обслуживания, с которыми у них существуют соответствующие договорные отношения. Страховая компания должна обеспечить направление автотранспортного средства на ремонтные работы в сервис – официальный дилер, расположенный не далее 50 км от места жительства собственника транспортного средства.

Однако данное условие проблематично для Российской Федерации. С учетом протяженности территории страны, особенно в регионах Урала, Сибири, Дальнего Востока, ближайшая станция технического обслуживания, являющаяся официальным дилером, может находиться на расстоянии не только более 50 км, но и более нескольких сотен км. Это не учтено в Законе № 49-ФЗ, что может принести неприятности страховым компаниям и автовладельцам.

Отметим, что в результате ремонтных работ, проведенных не у официального дилера, существует очевидная потеря гарантии на транспортное средство. Но, если даже не учитывать протяженность северных территорий, достаточно сложной задачей представляется организация ремонта у официального дилера в случае незначительных поломок автомобиля. С другой стороны, неофициальные станции технического обслуживания не обладают знанием всех нюансов технологии компании – производителя автотранспортного средства, поэтому не могут гарантировать качество произведенных ремонтных работ, особенно касающихся использования электроники.

Если автомобиль старый…

Другой парадокс, более всего вредящий страховым компаниям, заключается в том, что законом предусматривается гарантийное обслуживание всех попавших в дорожно-транспортное происшествие транспортных средств, в том числе и очень старых, находящихся в плохом состоянии автомобилей. Получается, что у страховой компании возникают гарантийные обязательства перед владельцем автомобиля, который может сломаться после выхода со станции технического обслуживания совершенно по другим причинам, например из-за своей изношенности, плохого состояния кузова и т. д. Серьезной проблемой является и обязательность установки новых деталей на все подлежащие страховому ремонту транспортные средства, включая и очень старые автомобили, находящиеся в плохом состоянии.

Ответственность за качество произведенных ремонтно-восстановительных работ будет нести не станция технического обслуживания, а страховая компания, что также может привести к весьма существенным убыткам в случае некачественных ремонтных услуг. Поэтому к проблеме организации ремонтно-восстановительных работ страховые компании будут вынуждены подходить исключительно в индивидуальном порядке, что существенно усложнит их практическую деятельность.

Также есть проблемы с обеспечением новыми деталями при сохранении существующих тарифов на ОСАГО. Поскольку страховая компания обязана обеспечить транспортное средство новыми деталями, она столкнется с существенными финансовыми затратами. Не исключено, что многие страховые компании предпочтут отказаться от ОСАГО.

Таким образом, применение Закона № 49-ФЗ способно повлечь за собой многочисленные проблемы и противоречия, что неизбежно окажет влияние и на комфорт собственников транспортных средств, и на положение страховых компаний. Единственной возможностью избежать тех серьезных негативных последствий, которые мы назвали выше, является дальнейшее совершенствование взаимодействия между страховыми компаниями, официальными дилерами, станциями технического обслуживания, которое обязательно должно найти отражение на нормативно-правовом уровне.