Украденные через интернет деньги отсудить не удается

| статьи | печать

Россияне, у которых украли деньги с банковского счета, чаще всего проигрывают суды банкам. Итоги судебной практики подвела RTM Group, занимающаяся юридическим сопровождением информационной безопасности.

Всего за 2016 г. судами было вынесено 194 решения по спорам между банками и их клиентами в части возмещения ущерба от проведения несанкционированных транзакций с использованием систем ДБО (дистанционное банковское обслуживание, включая интернет-банкинг, мобильный банкинг и карты физических лиц). Средняя сумма иска для юридических лиц составила 9 714 040 руб., для физических лиц — 421 647 руб.

В 81% случаев суды отказывали клиентам в полном объеме возмещения. При этом они выносили решения в пользу клиентов — физических лиц в 1,5 раза чаще, чем в отношении клиентов — юридических лиц. Всего за 2016 г. было вынесено 31 решение по делам, где истцами выступали юридические лица. При общей сумме исков в 301 135 239 руб. с банков удалось взыскать 32 000 руб.

«В целом негативная практика для клиентов банка обусловлена сложностью доказывания причинно-следственной связи между действиями (бездействием) банка и последствиями в виде хищения денежных средств. Если у клиента отсутствуют доказательства прямой вины банка, то решение выносится не в его пользу», — прокомментировали результаты исследования аналитики RTM Group. Они обратили внимание, что шансы обнаружения доказательств вины банка возрастают в случае возбуждения уголовного дела и качественной работы следствия.

Анализ содержания кейсов подтверждает, по крайней мере, частичную вину клиента в 80% дел, дошедших до судебного решения. При этом опыт экспертов RTM Group позволяет сделать вывод о том, что примерно в половине дел имеет место обоюдная вина и клиента, и банка.

Вина банка заключается как минимум в неисполнении требований Банка России по защите информации и использованию необходимых средств ее защиты. Исполнение указанных требований могло предотвратить хищение. Однако распространенные в настоящий момент договоры банковского обслуживания перераспределяют риски таким образом, что реально банк не несет ответственности за совершение мошеннических платежей с использованием ДБО даже в тех случаях, когда банк допустил массу критичных нарушений.