Требования к банковским гарантиям, предоставляемым малым бизнесом при госзакупках, предлагают уточнить

| статьи | печать

Минэкономразвития России подготовило проект поправок в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), которые устанавливают требования к банковским гарантиям, используемым при закупках, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. По мнению разработчиков, предлагаемое регулирование, с одной стороны, позволит сделать участие в закупках более доступным для малого бизнеса, а с другой — позволит учесть интересы госзаказчиков.

В действующей редакции Закона № 223-ФЗ нет положений, которые бы устанавливали требования к способам обеспечения обязательств по заключенным в соответствии с этим законом договорам.

Согласно ч. 2, 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ требования к закупке, в том числе касающиеся обеспечения исполнения договоров, заключенных в соответствии с Законом № 223-ФЗ, устанавливаются в положении о закупке, содержание которого определяется уполномоченным органом заказчика или иным уполномоченным лицом.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются положениями ГК РФ, в том числе и положениями главы 23 ГК РФ, предусматривающими открытый перечень способов обеспечения обязательств (ст. 329 ГК РФ), включая независимую гарантию (п. 3 ст. 368 ГК РФ).

Соответственно, на сегодняшний день на практике заказчики самостоятельно определяют в положении способы и порядок обеспечения заявок и исполнения договоров. Нередко предъявляемые ими требования оказываются завышенными.

Например, заказчики устанавливают такие требования, как наличие у банка-гаранта действующего кредитного рейтинга одного из рейтинговых агентств S&P, Moody’s, Fitch на уровне не ниже «ВВ–». При отсутствии установленных рейтингов для банка со стороны всех рейтинговых агентств S&P, Moody’s, Fitch у банка должен быть рейтинг «Эксперт РА» не ниже «А++» и капитал не менее 60 млрд руб. При этом у банка должны быть собственные средства (капитал) в размере не менее 10 млрд руб. Указанные требования к банкам-гарантам создают сложности с получением банковских гарантий малыми и средними предприятиями для целей обеспечения заявок и исполнения договоров.

В связи с этим Минэкономразвития России разработало законопроект (размещен на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/04-16/00047587), устанавливающий требования к банковской гарантии, используемой при закупках, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Причем эти требования не только защищают интересы малого бизнеса, но также предусматривают ряд положений, защищающих интересы госзаказчиков.

Так, согласно проекту банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, или исполнения договора, помимо сведений, предусмотренных п. 4 ст. 368 ГК РФ, должна содержать:

1) условие о безотзывности;

2) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки исполнения обязательств принципалом;

3) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;

4) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из договора, заключенного по результатам закупки, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения договора;

5) установленный Правительством РФ перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

Более того, в случае, предусмотренном извещением о закупке, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, документацией о такой закупке, проектом договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию должно включаться условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, соответствующее ее условиям.

При этом проектом предусмотрено, что при закупках, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, заказчики смогут принимать только гарантии, выданные определенными банками. Последние должны быть включены в перечень, предусмотренный ст. 74.1 НК РФ (актуальный перечень таких банков можно найти по ссылке: http://minfin. ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/).

По мнению разработчиков, унификация требований к банковским гарантиям повысит их доступность для субъектов малого и среднего предпринимательства и позволит снять барьеры для участия в закупках, проводимых отдельными видами юридических лиц. Кроме того, законопроект позволит снизить риски представления подложных банковских гарантий.

Публичное обсуждение проекта продлится до 29 марта 2017 г.