Минстрой предлагает внести очередные изменения в Градостроительный кодекс

| статьи | печать

В новом законопроекте, представленном на общественное обсуждение, содержится много норм, уточняющих ранее внесенные в ГрК РФ изменения. В частности, конкретизируются признаки проектной документации повторного использования, критерии ее экономической эффективности, круг лиц, которые вправе ее применять. Кроме того, Минстрой предлагает нововведения, которые должны будут сократить сроки согласования проектной документации и снизить издержки на соответствующие процедуры.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Минстроем России (ID проекта 02/04/12-16/00060012) (далее — законопроект) до 6 апреля проходит процедуру публичного обсуждения на портале www.regulation.gov.ru.

Предлагаемые изменения в первую очередь коснутся лиц, осуществляющих проектирование и строительство объектов капитального строительства, а также федеральные органы исполнительной власти, региональные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, вовлеченные в процедуры согласования строительной документации, выступающих в качестве государственных (муниципальных) заказчиков и т.д.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2018 г., за исключением некоторых положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Проектная документация повторного использования будет доступна органам власти

С 1 сентября 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (далее — Закон № 368-ФЗ), которым ГрК РФ был дополнен новой ст. 48.2 «Проектная документация повторного использования и модифицированная проектная документация». Под проектной документацией повторного использования понимается такая проектная документация объекта капитального строительства, которая получила положительное заключение экспертизы проектной документации и может быть использована при подготовке проектной документации для строительства аналогичного по назначению и проектной мощности объекта капитального строительства. В конце ноября прошлого года также вступило в силу постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1159, определившее критерии экономической эффективности проектной документации.

Законопроект содержит нормы, которые уточняют положения ГрК РФ, касающиеся проектной документации повторного использования. Так, в частности, перечень критериев ее экономической эффективности, помимо указанных в упомянутом постановлении правительства, должен включать в себя:

возможность ее использования при подготовке проектной документации для строительства объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (далее — аналогичный объект);

наличие у Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования исключительного права на проектную документацию.

Решение о признании проектной документации экономически эффективной будут принимать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, которым в настоящее время является Минстрой России.

Помимо самого понятия проектной документации повторного использования, Закон № 368-ФЗ также внес в ГрК РФ положения о создании Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ст. 50.1 ГрК РФ). Несмотря на то что данный реестр на сегодняшний день еще не функционирует (правительством не утверждены правила его формирования, а Минстроем — порядок ведения этого реестра и предоставления содержащихся в нем сведений и документов), в законопроекте уже предусмотрены возможности и обязанности его использования. К числу «пользователей» реестра Минстрой предлагает отнести федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, юридические лица, созданные РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием, юридические лица с долей участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования в уставном (складочном) капитале более 50%. Указанные лица со дня включения сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства получат право на безвозмездное использование экономически эффективной проектной документации повторного использования для подготовки на ее основе проектной документации применительно к аналогичному объекту, а при подготовке проектной документации применительно к объекту капитального строительства, строительство которого они обеспечивают, обязаны будут использовать экономически эффективную проектную документацию повторного использования, подготовленную применительно к аналогичному объекту.

В регионах появятся свои информационные ресурсы для строительства

Законопроектом предусмотрено создание государственной информационной системы автоматизированной информационно-аналитической поддержки в области градостроительной деятельности (ст. 57.4 ГрК РФ в ред. законопроекта). Такая система будет носить децентрализованный характер, то есть соответствующие интернет-сайты будут содержать информацию для конкретного субъекта РФ. Порядок создания и эксплуатации таких информационных систем, перечень включаемых в них сведений должны определяться законом субъекта РФ.

Информационные системы могут быть созданы для обеспечения подготовки, согласования, утверждения, размещения в том числе правил землепользования и застройки, проектов планировки территории, межевания территории, градостроительных планов земельных участкой, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, схем планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, разрешений на строительство объекта капитального строительства и др.

Доступ к информационным системам органы власти, а также организации и граждане смогут получить на официальных сайтах этих информационных систем в интернете.

Законопроектом также предлагается внести изменения в КоАП РФ, дополнив его ст. 9.5.2 «Нарушение сроков направления сведений и документов для размещения в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности». В случае если государственными и муниципальными органами власти, принявшими, утвердившими и выдавшими документы, содержащиеся в которых сведения подлежат размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, были нарушены сроки направления соответствующих сведений и (или) документов в уполномоченные на ведение таких информационных систем органы, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы, виновные должностные лица будут привлекаться к административной ответственности в виде штрафа в размере 60 000—100 000 руб.