Натуральное возмещение в ОСАГО всех проблем не снимет

| статьи | печать

В 8,4 млрд руб. оценил Российский союз автостраховщиков (РСА) объем натурального возмещения в ОСАГО на оставшиеся месяцы 2017 г. после вступления в силу законопроекта о приоритете натурального возмещения в ОСАГО над денежным. Законопроект был принят в третьем чтении 17 марта, после рассмотрения в Совете Федерации 22 марта поступит на подпись Президенту РФ Владимиру Путину. Ожидается, что он вступит в силу в начале мая.

Законопроект, внесенный в Госдуму депутатом от «Справедливой России» Михаилом Емельяновым в июне 2016 г., предписывает обязательное возмещение убытков для застрахованных по ОСАГО транспортных средств в форме восстановительного ремонта. Это правило распространяется на автомобили, принадлежащие гражданам России и зарегистрированным в РФ. Денежное возмещение ущерба в ОСАГО сохраняется в следующих случаях:

  • полной гибели автомобиля;

  • смерти потерпевшего;

  • причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате ДТП, если он выберет возмещение деньгами;

  • если потерпевший является инвалидом и выберет возмещение деньгами;

  • если стоимость ремонта машины превышает 400 000 руб. (при оформлении ДТП по европротоколу — 50 000 руб.), при условии, что потерпевший не согласен доплатить СТО за ремонт.

Как пояснил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, примерно по 25% страховых случаев в ОСАГО страховщики возмещают убытки в течение того же года, когда был заключен договор. Остальные урегулирования распределяются на следующие годы: около 59% убытков — на второй год, 13% — на третий и 3% — на четвертый. Исходя из этой статистики и предположительной даты вступления в силу нового закона количество страховых случаев в 2017 г., урегулирование по которым будет проведено в натуральной форме, РСА оценивает примерно в 120 000 случаев на сумму в 8,4 млрд руб. По проданным в 2016 г. полисам ОСАГО в том же году было урегулировано 603 000 заявленных страховых случаев на сумму свыше 40 млрд руб.

«Соответственно, с мая (если закон тогда вступит в силу) до конца года по договорам 2017 г. будет урегулировано 402 000 убытков на сумму 28 млрд руб. По прогнозам РСА, по „натуральному“ возмещению с учетом выставленных требований возможно урегулирование только в 30% случаев. Таким образом, ожидается 120 000 убытков в „натуральной“ форме на сумму около 8,4 млрд руб.», — считает Е. Уфимцев.

Исполнительный директор РСА также выразил опасение, что только 20—30% СТОА окажутся готовы к работе по новым требованиям.

В законопроект в процессе подготовки ко второму и третьему чтениям было внесено много поправок, в частности, была внесена важная норма об отказе от учета износа автомобиля. Таким образом, при восстановительном ремонте в рамках ОСАГО будут устанавливаться новые детали взамен поврежденных.

«Закон с его жесткими требованиями, которые появились в ходе рассмотрения в Госдуме, получился исполнимым для крупных городов, для городов-миллионников. В областных центрах может насчитываться 20—30 СТОА, которые потенциально могли бы работать в этой системе. Однако вызывает сомнения, что все они согласятся подписываться под жесткими требованиями», — прокомментировал ситуацию Е. Уфимцев, добавив, что за пределами административных центров регионов СТОА вряд ли удастся соответствовать требованиям по удаленности в 50 км от места жительства страхователя.

К настоящему моменту у автостраховщиков есть договоры с 5300 станциями для урегулирования страховых случаев по каско и ОСАГО, однако из-за включения в документ более жестких норм в части, касающейся гарантий и срока ремонта, использования новых запчастей и удаленности от места проживания страхователя, этот ресурс будет задействован только на 20—30%, считает исполнительный директор РСА.

«В условиях преобладания старых автомобилей страховщик должен отвечать за качество ремонта, соответственно, ему придется переложить эти требования на станцию. Например, как ремонтировать старую машину и дать 12 месяцев гарантии, когда к ее старому ржавому кузову приварили новое крыло? Не все СТОА готовы пойти на такие жесткие условия и брать на себя излишнюю ответственность», — полагает Е. Уфимцев.

Ранее заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев, входящий в рабочую группу по подготовке поправок в законодательство об ОСАГО, подтвердил, что перейти на 100-процентное возмещение убытка в натуральной форме не удастся, поскольку в России «есть труднодоступные регионы, где нет качественного сервиса. Есть ряд других случаев, например, тотальный ущерб, когда необходимо выплачивать деньгами».

Заместитель руководителя фракции ЛДПР, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов заявил, что, хотя текст законопроекта стал намного лучше по сравнению с первым чтением, фракция ЛДПР законопроект не поддерживает.

«ОСАГО как продукт, который должен был защищать автомобилистов, не работает. Это навязанная сегодня услуга. Это пустая трата денег, — сообщил Я. Нилов журналистам в пятницу, 10 марта (цитата по „Интерфакс“). — Проще вообще отменить ОСАГО и дать возможность водителям самим определять: либо каско (добровольное автострахование), либо вообще без страховки — на свой страх и риск управлять транспортным средством».

По статистике ГИБДД, в связи с подорожанием стоимости полиса ОСАГО все большее количество автомобилистов действительно вопреки действующему закону выезжают на дороги без полиса ОСАГО или оформляют дешевый полис на несколько месяцев, а ездят с ним дольше. По итогам 2016 г. за просроченный или неправильно оформленный полис ОСАГО были оштрафованы 654 000 граждан, а за управление автомобилем без полиса ОСАГО — 1,9 млн водителей, что почти в два раза больше, чем годом ранее. Лидерами по количеству подобных нарушений стали Краснодарский край (105 000 нарушений), Татарстан (101 000) и Московская область (96 200).